Трубные пятна, или Нефтепровод, который лопается
Писать серьезно о гипотетическом нефтепроводе, который вот-вот придет в Приморье из Восточной Сибири, уже не поднимается рука. Последние несколько лет «труба» исправно служила дежурной темой для светских бесед, однако когда нефтепровод перейдет из бумажной стадии в конкретно-осязаемую – не знает, похоже, ни бог, ни президент…
Писать серьезно о гипотетическом нефтепроводе, который вот-вот придет в Приморье из Восточной Сибири, уже не поднимается рука. Последние несколько лет «труба» исправно служила дежурной темой для светских бесед, однако когда нефтепровод перейдет из бумажной стадии в конкретно-осязаемую – не знает, похоже, ни бог, ни президент…
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Первые упоминания о нефтепроводе от восточносибирских месторождений до дальневосточных портов архивариусы датируют серединой 90-х годов прошлого века, однако реальные очертания госкомпания «Транснефть» предложила в 2001 году. Если вы еще не забыли, речь шла о маршруте Ангарск-Находка; в то же время частный «Юкос» во главе с тогда еще свободным Михаилом Ходорковским с синофильским упрямством лоббировал прокладку трубы из Ангарска (где у «Юкоса» мощная производственная база) до китайского Дацина. «За» и «против» столичные умы взвешивали довольно долго. Даже 20 июня прошлого года президент Путин на пресс-конференции в Кремле ушел от прямого ответа на вопрос журналиста из Владивостока: «Это решение находится в компетенции правительства Российской Федерации. Никакого окончательного вывода пока не сделано». А уже 29 июня тогдашний вице-премьер Виктор Христенко и глава японского МИДа Ёрико Кавагути во Владивостоке обсудили строительство трубы.
Дабы не обижать ни японцев, которые пообещали одолжить на прокладку нефтепровода до Находки 4-6 млрд. «зеленых», ни китайцев вместе с Ходорковским, правительство объединило альтернативные проекты и решило строить нефтепровод то ли до Находки с ответвлением на Дацин, то ли до Дацина с ответвлением на Находку. «Развилка» предполагалась в районе Сковородино Амурской области, что могло несказанно оживить эту подзаброшенную местность (из фольклора: «Бог создал Сочи, а черт – Сковородино и Могочу»).
Приморцев же Дацин как город далекий и к тому же не нашенский интересовал слабо. На местной почве интрига перешла в иную область: все-таки Находка, как того пожелало правительство, или бухта Перевозная в Хасанском районе, за которую активно ратовал губернатор Сергей Дарькин?
ПРОТОКОЛЫ О БЛАГИХ НАМЕРЕНИЯХ
Дальше прожект завяз в дебрях Минприроды, которое не хотело давать положительное заключение экологической экспертизы (как-никак священный и вроде бы еще чистый Байкал рядом), да и отрицательное приходилось вытягивать из министерства с большим скрипом. Параллельно сменил деловой костюм на арестантскую робу лоббист дацинского направления Ходорковский, и китайский отросток нефтепровода окончательно зачах. А геологи (похоже, только они и понимали, о чем говорят) стали осторожно намекать на то, что в Восточной Сибири может просто не оказаться запасов нефти, достаточных для заполнения трубы.
Все это не мешало Москве заключать различные договоренности с Китаем и Японией, а предполагаемой трубе – регулярно разветвляться и менять местоположение. Органы власти с неослабевающей энергией потчевали СМИ сообщениями о новых маршрутах невидимого нефтепровода, а те, в свою очередь, прилежно выгружали их на ни в чем не повинную аудиторию.
Начало 2004 года ознаменовалось рождением нового проекта. Решили оставить в покое многострадальный Байкал вместе с Ангарском и тянуть нефтепровод из Тайшета той же Иркутской области с тем, чтобы максимально загрузить пустеющий БАМ. В роли конечного пункта опять выступили Находка либо Перевозная, однако наученные опытом специалисты «Транснефти» назвали новый маршрут расплывчато: «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Объезжая накануне президентских выборов Россию, Владимир Путин заглянул в один из последних дней зимы в Хабаровск и даже провел совещание о транспорте и энергетике, чем дал повод «трубным лоббистам» развернуться вовсю. Свои соображения высказал хабаровский губернатор Виктор Ишаев: нефтепровод должен идти из Тайшета по БАМу в Комсомольск-на-Амуре, затем повернуть к Хабаровску и в итоге выйти в один из портов Приморья. Однако президент Якутии Вячеслав Штыров, не менее авторитетный региональный лидер, потянул одеяло на себя и предложил задействовать якутские нефтегазовые месторождения. Затем труба пошла бы в Амурскую область, Хабаровский край и по уже накатанной во многих протоколах дорожке финишировала бы в Находке. Правда, Штыров уточнил, что сначала нужно провести геологоразведочные работы, а потом уже огород городить.
БОЛЬШЕ ПРОЕКТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Выслушав предложения дальневосточных губернаторов, Владимир Путин технично посоветовал присовокупить эти идеи к уже имеющимся – пусть, мол, министры решают: «Правительство в ближайшее время сформулирует свое виденье трубопроводного транспорта России и на востоке России». Правда, формулировать и решать придется уже новому правительству – как раз в предвыборные дни президент счел нужным собственноручно перетрясти кабинет. Уволенным оказался и глава Минприроды Виталий Артюхов, занимавшийся «трубными» делами. А его преемник Юрий Трутнев пришел «на природу» из совершенно другой епархии – с поста губернатора Пермской области. В самом начале апреля Сергей Дарькин, вернувшись из командировки в Москву, рассказал прессе, что согласование маршрута нефтепровода из Тайшета в Приморье «буксует»: в МПР, как и в других министерствах, никак не закончится организационная стадия, нет ни бюджета, ни штатного расписания, и проволочка предположительно займет около месяца. Да и не очевидно, что после этого дела пойдут с удвоенной скоростью – изучение пачки проектов займет никак не меньше времени, чем чтение участником ранней стадии «трубопроводного марафона» Михаилом Ходорковским многочисленных томов своего уголовного дела.
Через несколько дней общественность осчастливили новым сообщением – о том, что трубу до Приморья вообще могут не дотянуть. Достаточно проложить нефтепровод от Тайшета до Муйского района Бурятии, там построить нефтехранилище и гнать заветное сырье на восток уже поездами – по БАМу. Согласно некоторым соображениям, идея строительства нефтепровода в сложнейших климатических и геологических условиях выглядит «весьма сомнительно». Как, впрочем, сомнительна и состоятельность оптимистических прогнозов о запасах нефти и одобрении со стороны «зеленых».
Похоже, эти сомнения разделяют в МПР. Во всяком случае, 8 апреля министр природных ресурсов Юрий Трутнев отвлекся от решения оргвопросов и сделал заявление о том, что маршрут Тайшет-Находка «не совсем оптимален». Беспокойство министра вызывают прогнозные запасы нефти в регионе; что касается экологической экспертизы, то она «находится в заключительной стадии», причем предварительные оценки – позитивные. Впрочем, практика показывает, что заключительная стадия имеет склонность затягиваться до бесконечности, а предварительные оценки к моменту своего перехода в окончательное состояние – меняться до неузнаваемости. Поэтому Минприроды еще должно «конкретно перетереть тему» с «Транснефтью», чтобы, как сказал тот же Трутнев на чиновничьем наречии, «рассмотреть все аспекты проекта и определиться с тем, каким образом его дальше поддерживать».
ДЕЛО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ТРУБА?
Между первым и последним (вернее, крайним) вариантами общего, как видим, немного. Порой даже создается впечатление, что вообще мало кто из больших людей понимает, о чем говорит. Хотя, по полуабсурдной версии, трубопроводная волокита негласно знаменует сворачивание экспортного курса государства – мол, российское сырье нам самим пригодится.
Пытаясь поделить «шкуру» непроложенного нефтепровода, Япония и Китай сломали немало копий и подписали не меньше соглашений с Россией. Однако азиатские дипломаты при всей их знаменитой хитрости физически не успевают следить за темпом смены решений в российском правительстве. Так, официальный представитель китайского МИДа Кун Цюань 7 апреля заявил в Пекине, что КНР очень заинтересована в прокладке трубы в Поднебесную. Правда, озадаченно добавил дипломат, до сих пор не получено решения, куда же Россия решила тянуть из Ангарска трубу – в Дацин или все же в Находку (какая наивность! Если бы в нашем правительстве сами знали…). И это при том, что в России вопрос про Ангарск и Дацин давно снят с повестки дня.
Тем временем не понаслышке знакомый с российскими реалиями «Юкос» решил максимально нарастить объемы поставок нефти в Китай по железной дороге, придерживаясь проверенного принципа «синицы в руке». И правда, пока пройдут все согласования, восточносибирские скважины, пожалуй, иссякнут. Тем более что на самом деле никто не знает, сколько во глубине сибирских руд имеется нефти. Разговоры о нефтепроводе уже приобрели полусакральный характер: строительство, словно приход коммунизма или линия горизонта, постоянно отдаляется. Конкретных сроков, как года два-три назад, уже никто не называет.
Поэтому не стоит удивляться, если проект «трубопровод» постепенно заморозят и свернут, а Китай с Японией предпочтут менее выгодного, но более обязательного ближневосточного партнера. Впрочем, завершению эпопеи наверняка будет предшествовать появление еще нескольких десятков проектов с ответвлениями во все концы России и мира. Будет в итоге построен нефтепровод или нет, не знает никто, но уже сейчас он имеет полное право на отдельную главу в ненаписанном учебнике по истории новейшего российского бюрократизма.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»