Трижды рожденный
Парадный китель участника Великой Отечественной полковника Бориса Павловича Кудрявцева на одной руке не удержать – столько на нем наград. Четыре ордена и двадцать медалей. И за каждой наградой сражение, освобождение города, преодоление переправы…
Парадный китель участника Великой Отечественной полковника Бориса Павловича Кудрявцева на одной руке не удержать – столько на нем наград. Четыре ордена и двадцать медалей. И за каждой наградой сражение, освобождение города, преодоление переправы…
Начиная со Сталинграда и до самой Вены, прошел Борис Павлович дорогами войны со 2-й Рымникской Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого понтонно-мостовой бригадой. Правда, такой знаменитой она стала в конце войны.
Грудь Бориса Павловича украшают ордена Богдана Хмельницкого 3-й степени, Отечественной войны 2-й степени, два ордена Красной Звезды.
О событиях почти шестидесятилетней давности Борис Павлович рассказывает с такими точными подробностями, фамилиями однополчан и военачальников, чем вызывает невольное восхищение.
- Фашисты бились за Вену до последнего, по приказу Гитлера. Задача нашего взвода была: в обход лобового сражения переправить на противоположный берег танки. Но данные разведки, что на том берегу тихо, оказались неверными, и нас встретил шквал немецкого огня. Часть понтонов потопили. Среди бойцов оказались раненые. Командир Нуреев возглавил атаку, чтобы укрепиться на вражеском берегу, а мне велел переправить раненых на свой берег и организовать подкрепление артиллерией. Раненых доставили. Связали понтоны, установили на них артиллерийские пушки и опять под огнем – на тот берег. В течение трех дней мы с ребятами только на своем пароме переправили 98 орудий, около 200 автомашин с боеприпасами и почти 5 тысяч личного состава.
Есть у Бориса Павловича несколько опубликованных воспоминаний, но главным предметом его гордости является картотека, собранная за послевоенные годы.
- Здесь, в этих невзрачных ящичках, целая эпоха, - не без гордости говорит Борис Павлович. – Имена крупных военачальников известны всем. Я собрал имена военных, не ставших столь знаменитыми, но это герои, принявшие удар войны на себя. В каждой карточке кроме имени, фамилии, звания указаны части, в которых они воевали, их ранения, награды. У меня даже был случай, когда один московский военный журнал, допустивший неточность, после моего письма опубликовал исправление. В моей картотеке уникальные сведения об участниках войны.
В военных библиотеках нет столько мемуаров, воспоминаний, военной литературы и журналов, сколько собрал Кудрявцев. И хотя не все в его жизни было разложено по полочкам, он считает себя человеком, прожившим счастливую жизнь. Тем более – трижды рожденным. Дважды по ошибке присылали в родительский дом похоронки на него. А он вернулся живой и невредимый.
Война помешала доучиться студенту севастопольского судоремонтного техникума. А когда в 46-м попал во Владивосток, его как фронтовика призвали в МВД, в отдел борьбы с бандитизмом. Потом Кудрявцева перевели в оперативный розыск. А с 1948 года до выхода на заслуженный отдых работал в комитете государственной безопасности. Последние годы возглавлял отдел службы.
- До тридцати шести лет был холостяком, - говорит Борис Павлович. – Работа сутки напролет не позволяла с девушками знакомиться. Так что семьей и детьми обзавелся поздно по современным меркам. После потери супруги горевал. Но вот уже 27 лет женат на удивительной женщине. С моей Идой прожил бы еще столько же!
Уютный, ухоженный заботливой женской рукой дом Кудрявцевых украшают семейные фото в багетных рамках и великолепные картины, подаренные друзьями и внучкой Таней – студенткой Санкт-Петербургского художественного института им. Рериха. Семья сына Павла обосновалась в городе на Неве.
- Все зовут перебираться к ним, - говорит Борис Павлович. – И хотя уже ушли все мои друзья, я не хочу покидать эти края. Здесь прожита большая, такая наполненная жизнь. А 9 Мая придет в гости дочь со своей семьей, помянем всех дорогих моих однополчан. Будет в доме праздник… со слезами на глазах.
Автор: Татьяна БАТОВА, (фото автора и из архива Бориса Кудрявцева), «Владивосток»