Апрельские тезисы ЗС

Состоявшееся 28 апреля очередное пленарное заседание Законодательного собрания рассмотрело более 30 вопросов, наиболее принципиальным из которых был принятый в третьем чтении законопроект «О приватизации государственного имущества Приморского края».

30 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1550 от 30 апр. 2004

Состоявшееся 28 апреля очередное пленарное заседание Законодательного собрания рассмотрело более 30 вопросов, наиболее принципиальным из которых был принятый в третьем чтении законопроект «О приватизации государственного имущества Приморского края».

Апрельская сессия ЗС произвела хорошее впечатление налаженным ритмом принятия решений. Выдержанный темп обеспечивается тщательной проработкой в профильных комитетах и соответствующих подразделениях краевой администрации, которую на заседании, как всегда, представлял первый вице-губернатор Александр Костенко. Хотя большинство вопросов имели сугубо технический характер (например, приведение краевых законов в соответствие с федеральными), целый ряд рассмотренных в первом чтении законопроектов представлял собой законодательное обеспечение наиболее важных, стратегических направлений. Это и расчистка подходов к муниципальной реформе, и поправки в Избирательный кодекс, и создаваемый комитетом по региональной политике и законности беспрецедентный для субъектов РФ Административный кодекс, дающий реальные рычаги воздействия на нерадивых должностных лиц. Проявившаяся нацеленность на будущее, готовность отвечать вызовам времени позволяет сравнить итоги сессии с известными апрельскими тезисами большевиков.

В качестве готового «законодательного продукта» привлекает внимание документ, имеющий показательную предысторию. Речь идет о законе Приморского края «О приватизации государственного имущества Приморского края», принятом в третьем окончательном чтении. Законопроект был представлен в прошлом году краевой администрацией, как следует из названия, он регулирует отношения, возникающие при приватизации краевого имущества. Отчуждение госимущества по этому закону происходит в соответствии с программой приватизации - перечнем краевых государственных унитарных предприятий, пакетов акций, находящихся в краевой собственности, а также объектов недвижимости, которые планируется приватизировать в очередном финансовом году.  В изначальном варианте законопроекта перечень подлежащих приватизации объектов утверждался исключительно исполнительной властью. Между тем в Уставе Приморья предусмотрено также утверждение со стороны законодательной ветви власти, но это противоречие администрация предлагала решить внесением изменений в Ус
тав. Однако депутаты не приняли такую постановку вопроса, и в результате согласований сумели отстоять дух и букву «краевой конституции», принятой прошлым созывом законодателей. По словам председателя Законодательного собрания Сергея Сопчука, продажа ни одного здания в Приморье не должна пройти мимо депутатов (остается лишь сожалеть, что Устав краевого центра подобной нормы не содержит, благодаря чему появилось «дело КУМИ»). Отныне перечень краевого имущества, подлежащего приватизации, обязательно проходит согласование с ЗС до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Губернатор вносит проект программы приватизации на утверждение законодателей не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. То есть программа приватизации на 2005 год должна быть представлена в ЗС уже в июле текущего года.

Тем не менее поправки в Устав были на апрельской сессии все же внесены, причем по инициативе исполнительной власти: депутаты увеличили срок, в течение которого губернатор края может подписать принятый ЗС закон или отклонить его с десяти до четырнадцати дней. Вопрос этот достаточно актуален: не секрет, что губернатор воспользовался своим правом вето шесть раз, отклонив принятые ЗС законопроекты, но, по словам Сергея Сопчука, при личной встрече выяснилось, что в половине случаев причиной стала неверная оценка документов чиновниками администрации, представленная губернатору. То есть необходим больший временной люфт для качественного прочтения свежепринятых законов.

Позиция, которую отстояли депутаты в случае с приватизацией, подтверждена новой редакцией статьи 17 Устава Приморья, принятой на прошедшей сессии сразу в трех чтениях. Отныне статья гласит, что Устав Приморского края обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам, принятым по предметам исключительного ведения субъектов РФ. А изменение в статью 55 устанавливает, что губернатор края не может отклонить Устав Приморского края (наложить вето), так как он принимается двумя третями избранного состава депутатского корпуса.