Чем наше сердце отзовется
Давайте забудем на время, что в отечественном кинопрокате есть славный фильм «Любовь и голуби» с полюбившимися нам героями в исполнении прекрасных, популярных артистов. Бесконечные сравнения не приведут ни к чему хорошему.
Давайте забудем на время, что в отечественном кинопрокате есть славный фильм «Любовь и голуби» с полюбившимися нам героями в исполнении прекрасных, популярных артистов. Бесконечные сравнения не приведут ни к чему хорошему.
И все же выбрать для постановки настолько «заигранную» драматургию, согласитесь, изначально - авантюрная идея академического театра драмы им. М. Горького.
Однако гастрольный спектакль «Кадриль» под обновленным названием «Замужние невесты» наша публика проглотила и не поморщилась...… Теперь ей предстоит отведать версию «Любовь и голуби» местного разлива. Кстати, и автор у обеих пьес один - Владимир Гуркин.
Вечная тема: имеем - не храним, потерявши - плачем не претендует на глубокую философию, но цепляет за живое. И невелик грех - еще раз напомнить зрителю эту прописную истину. Но даже столь благие намерения не освобождают ни режиссера-постановщика, ни актеров от хотя бы попытки свежего взгляда на знакомую до боли деревенскую историю.
Сценический вариант этой самой деревни сведен до поленицы необъятных размеров, козел для распиливания дров, голубятни с ватными чучелами пернатых, перевернутой лодки и фанерных коровок на заднем плане. А почему бы и нет? Ведь театр предполагает условность. Но так не хватает специфических для сельской местности звуков, они возникают очень коротко. Еще больше не хватает света и простора. Черный задник, порталы, кулисы погружают действо в мрачноватую атмосферу, противоречащую жанру пьесы. Такой щедрый на феерию красок художник Владимир Колтунов явно изменил здесь своим традициям.
Казалось бы, уйти от неизбежного давления кинопрототипа - наилучший путь для режиссера. Но постановщик спектакля Андрей Лапиков, напротив, в театральное действо отважился вживить видеоряд сюжетной линии, связанной с супружеской изменой главного героя Васи Кузякина. И вот торец поленицы «превращается» в киноэкран, на котором с явным дефектом изображения из-за неровной поверхности возникают кадры курортного романа горе-любовника Василия. Тут можно смело положить конец моим призывам: забыть на время об одноименном кинофильме. Тут начинается магия кино. Зритель ждет знакомых мизансцен, узнаваемых интонаций от актеров. Собственно, и исполнителям, изо всех сил пытающимся избежать лобового повтора, пришлось не сладко. Но все же найти оправдание «вторжению» кинокадров в спектакль можно. Семейная жизнь, настоящие, глубокие чувства - они живо представлены актерами на сцене. А курортный адюльтер, надуманные страсти - им самое место на экране в виде поленицы, отправленной впоследствии на растопку бани…...
И все-таки некоторые сцены в силу театральной специфики несколько затянуты, а ключевая мелодия навевает щемящую грусть. Все это не добавляет спектаклю легкости и динамики, но и не мешает публике эмоционально реагировать на происходящее на сцене.
В конце концов, каждый зритель, отдавший предпочтение этому премьерному спектаклю из многожанровой репертуарной афиши театра, будет тешить себя ожиданием чего-то нового для себя. Возможно, найдет отклик в чьей-то душе трогательная судьба Нади в пронзительном исполнении заслуженной артистки России Ирины Лыткиной. Вызовет улыбку, а то и смех вечно конфликтующая парочка: баба Шура и дядя Митя (актеры Жанна Стрелкова и Евгений Горенко). Кого-то приятно удивит в непривычном амплуа заслуженный артист России Николай Тимошенко в роли Василия. Самые теплые чувства вызовут дети главных героев спектакля - Люда, Оля и Ленька (актеры Елена Санина, Олеся Галькевич и Павел Соколов). Растрогает чье-то сердце нелепая и жалкая разлучница Рая (заслуженная артистка России Ирина Присяжнюк).
И тогда не придется бороть в себе провокационное сравнение с удачным кинофильмом.
Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»