Мода... на знания
В последние годы Россию захлестнул настоящий вузовский бум: едва ли не все выпускники общеобразовательных школ стремятся получить высшее образование. Автоматически возникает вопрос о качестве подготовки абитуриентов. Кто оказывается наиболее конкурентоспособным, наиболее подготовленным к тем требованиям, которые предъявляет к студентам вуз, и соответственно наиболее успешным? На эти вопросы «В» отвечает директор Института довузовского образования ДВГУ и колледжа ДВГУ Николай СМАЛЬ.
В последние годы Россию захлестнул настоящий вузовский бум: едва ли не все выпускники общеобразовательных школ стремятся получить высшее образование. Автоматически возникает вопрос о качестве подготовки абитуриентов. Кто оказывается наиболее конкурентоспособным, наиболее подготовленным к тем требованиям, которые предъявляет к студентам вуз, и соответственно наиболее успешным? На эти вопросы «В» отвечает директор Института довузовского образования ДВГУ и колледжа ДВГУ Николай СМАЛЬ.
- Действительно, высшее образование сегодня в моде, если можно так сказать: по данным министерства образования в прошлом году почти 80 процентов выпускников школ поступили в вузы. Безусловно, важную роль сыграла возможность учиться на договорной основе. К примеру, в ДВГУ более 2000 студентов поступают по конкурсу на бюджетные места, еще столько же - платных. То, что у родителей появилась возможность финансировать образование своих детей, - благо. Но эти дети автоматически получаются как бы вне конкуренции. Колледж как раз дает ту подготовку, которая значительно повышает шансы поступить в вуз на бесплатной основе, поскольку программа обучения учитывает именно вузовские требования. Надо заметить, что это одна из главных задач - ликвидировать барьер, который был и остается между школой и вузом. Он заключается прежде всего в разных требованиях, разном подходе к образовательному процессу, различных методиках обучения. Школьная методика - это классический урок, домашние задания. Университет - это академическая система: лекции, семинары и практические занятия. Здесь огромный процент самостоятельной работы, к чему школьники абсолютно не готовы.
- Николай Андреевич, но многие родители как раз считают, что эта самостоятельность - помеха обучению, что дети, которым не задают на дом уроков и соответственно не спрашивают в классе домашнего задания, расслабляются и спохватываются только перед сессией. То есть не получают систематических знаний...
- Неверно. Колледж - именно связующее звено, а не вуз. Ошибочно думать, что, попав в колледж, ученики полностью погружаются в академическую среду. Переход постепенный. В двухгодичной ступени - 10 и 11-й классы колледжа - первые полгода идет адаптация к университетской методике преподавания. И только к окончанию 11-го класса учащиеся чувствуют себя настоящими студентами. У нас жесткий ежедневный контроль - журнал, домашние задания, учет посещаемости. Если пропускаются занятия, мы тут же приглашаем родителей. Кроме того, мы систематически контролируем успеваемость. Этот вопрос рассматривается каждый вторник на педагогическом совете - совете классных кураторов. Поэтому мы предъявляем к своим ученикам куда более высокие требования, чем любая школа.
- В последние годы большое внимание уделяется профилизации образования. Школьная программа, которая является стандартной, не оставляет выбора: физики и лирики одинаковое количество часов изучают и точные науки, и гуманитарные. И тем, и другим часть полученных знаний не понадобится в дальнейшей жизни. Учитывает ли программа колледжа будущую профессию?
- Проблема востребованности знаний по разным предметам в жизни не нова. Концепция профильного обучения принята на государственном уровне, и ее актуальность не обсуждается и не подвергается сомнению. Колледж в этом отношении - наиболее продвинутое звено образовательного процесса, идущего по пути профилизации. Сегодня уже сложилась система, согласно которой подготовительная ступень - до 9-го класса - призвана подвести ребенка к выбранному профилю. Мы начинали в свое время набор в колледж с 7-го класса, сейчас будем двигаться вниз. Кроме того, расширяем сеть центров, ведущих профильную подготовку на своей площадке. Во Владивостоке будут работать два центра - на площади Педагогического колледжа ДВГУ и в Центре довузовской подготовки на ул. Магнитогорской. Ученики 7-9-х классов колледжа будут учиться там. Строго говоря, это не профильные классы, но предпрофильная подготовка ведется. Там работают университетские педагоги. Будущие студенты могут оценить свои силы, а самое главное, окончив 9-й класс и получив первый в своей жизни аттестат, они могут более-менее уверенно выбрать профиль. Следующая ступень уже профильная. Это подразумевает, что кроме базового общего образования мы предлагаем программу начального профессионального образования с получением соответствующего государственного диплома. Следующие два года после 11-го класса - это профессиональная ступень колледжа. Выпускники также получают соответствующие знания и диплом о среднем специальном образовании. Такая система позволяет двигаться от общего к начальному профессиональному, среднему профессиональному, высшему образованию.
- Означает ли это, что, окончив колледж, необязательно идти в вуз?
- На любом этапе учащийся может остановиться и получить профессию. Эта многоуровневая система позволяет учесть материальное положение и индивидуальные способности учащегося. В зависимости от этих обстоятельств мы можем предложить учащемуся после колледжа идти на 1-й курс ДВГУ или перейти на профессиональную ступень техникума, окончить и пойти работать.
- А содержание учебного плана колледжа для всех одинаково?
- Нет. Безусловно, программы даются по профилю. Если студент выбрал гуманитарный профиль, значит, больше часов выделено на изучение русского и иностранных языков, истории, художественной культуры, естественно-научный цикл соответственно сжат. И наоборот.
- Кто приходит в колледж?
- Мы принимаем всех без ограничений. Но, безусловно, есть конкурс и правила отбора, несмотря на то, что обучение в колледже платное для всех. Отбор ведется по результатам тестирования или по собеседованию. Тесты разработаны преподавателями колледжа, требования к поступающим не завышены, поэтому достаточно успевать в общеобразовательной школе, чтобы поступить в колледж. Это означает, что ребенок может претендовать на плановое место (их 20 в классе). На собеседование мы приглашаем без сдачи тестов, но это сверхплановый набор и соответственно более высокая плата за обучение. Что касается географии, к нам идут прежде всего те, кто живет во Владивостоке.
- Николай Андреевич, среднестатистический портрет учащегося колледжа - ребенок с определенным багажом знаний, из состоятельной семьи, горожанин. И все же трудно поверить, что в процессе обучения не возникает никаких проблем…
- Действительно, как в каждом учебном заведении, у нас есть свои сложности. Дети приходят слишком разные - по характеру, мотивации, материальному уровню...… У нас работают психологи, в каждом классе есть куратор, помощники по организации внеклассной работы. Мы пытаемся разобраться в проблемах, которые мешают нашим ученикам получать качественное образование. Я бы выделил три типа: во-первых, сложный характер ребенка, из-за которого он не вписывается в коллектив (не секрет, что в колледж приходят дети, не ужившиеся с классом обычной школы), во-вторых, непростые отношения в семье - между родителями или между ребенком и родителями, в-третьих, отсутствие желания учиться. Вот это самая сложная, подчас нерешаемая проблема для педагогов колледжа. Родители хотят, ребенок - нет. Он понимает, что за его учебу платят деньги, и сам не прилагает никаких усилий. Так называемая нулевая мотивация. У нас есть свои «кнут» и «пряник»: дети, которые учатся на «отлично», получают скидки по оплате. Круглые отличники получают именную медаль «Отличник колледжа ДВГУ», равную золотой медали. И напротив: если по итогам семестра ребенок не успевает, мы повышаем плату. Причем предварительно даем возможность пересдать экзамен, переносим сроки на более поздние в случае необходимости. Если и это не действует - отчисляем. К слову, есть случаи, когда ребенок по каким-либо причинам не может усваивать материал в коллективе, тогда мы предлагаем индивидуальный план обучения.
- Выпускники колледжа успешнее своих сверстников из обычной школы?
- 95 процентов наших выпускников поступают в вуз, из них 60 процентов на бюджетной основе. Выпускник колледжа, как правило, попадает в число успевающих студентов факультета вуза и выгодно отличается от сокурсников, окончивших обычную школу.
СПРАВКА «В»
Николай СМАЛЬ. Кандидат физических наук. Доцент кафедры теоретической и ядерной физики. Педагогический стаж 30 лет. Трижды получал звание «Соросовский учитель». Награжден знаком «Почетный работник высшей школы» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Возглавляет институт довузовского образования и колледж ДВГУ с 1997 года. За это время число учащихся возросло с 130 до 1000, количество классов - с 4 до 32.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»