Бассейн для морского огурца
Зимой трепанг практически не растет. Но это в естественных условиях, когда температура морской воды низкая и нет никакой кормежки. А на трепанговом заводе в бухте Киевка молодь этого донного животного за зиму выросла, как в море бы за лето. Инженер ТИНРО-центра Ольга Гостюхина достала из бассейна нескольких «червячков» с характерными для трепанга щупальцами и ножками.
Зимой трепанг практически не растет. Но это в естественных условиях, когда температура морской воды низкая и нет никакой кормежки. А на трепанговом заводе в бухте Киевка молодь этого донного животного за зиму выросла, как в море бы за лето. Инженер ТИНРО-центра Ольга Гостюхина достала из бассейна нескольких «червячков» с характерными для трепанга щупальцами и ножками.
- Ой, какие махонькие! – удивились мы.
- Наоборот, большие, - ожидала другой реакции хозяйка. – Это молодь уже нынешнего года, и в природе она за столь короткий срок не достигла бы таких размеров. Заводской способ культивирования гидробионтов потому и называется интенсивным, что здесь при помощи различных методов стимуляции (более высокая температура, полноценное кормление и т.д.) трепанг растет гораздо быстрее. То же самое можно сказать о сером еже, - переходим мы с Ольгой к другим бассейнам. – В море ежи вот так «повзрослели» бы за полтора-два года. Но развиваются морские животные неравномерно. Смотрите, как отличаются маленькие ежики. Крупных оставляем с крупными, а мелких отсаживаем в отдельный бассейн, иначе они просто погибнут. Обыкновенная селекция, как и везде.
Научно-производственный центр марикультуры «Заповедное» – детище ТИНРО-центра и Преображенской базы тралового флота - начал работать прошлым летом. За эти несколько месяцев удалось заметно продвинуться вперед по отладке новой для России технологии по культивированию в заводских условиях молоди дальневосточного трепанга. Это в Китае успешно работают уже сотни предприятий, занимающихся разведением этого вида, Япония, Южная Корея тоже имеют большой опыт, а вот для нас он первый. Какие-то непредвиденные трудности в первые месяцы работы, понятно, были, но все они на новом заводе с современным японским оборудованием оказались решаемыми.
Осенью первая партия – около миллиона экземпляров молоди трепанга – была переселена в садках на морские огороды базы тралового флота и полигон ТИНРО-центра. Теперь она развивается дальше уже в естественной среде. Тем временем подрастает второе «поколение». Еще, конечно, далеко до получения товарной продукции, на что можно рассчитывать не раньше, чем через четыре года. Но задел для восполнения численности почти истребленного на нашем побережье наиболее ценного по своим свойствам морского животного сделан. И первый шаг к культивированию трепанга в промышленных масштабах.
- Технологический процесс начинался с отбора в море производителей, а теперь родителей мы будем выращивать своих, - продолжает знакомить нас с уникальным производством Ольга Гостюхина. – Для формирования своего маточного стада отбираем самых крупных и жизнестойких «малышей».
Основное направление научно-производственного центра – трепанговое, но это не мешает проводить эксперименты по разведению в заводских условиях других беспозвоночных. Скоро здесь появятся на свет первые личинки приморского гребешка, а камчатский краб – не менее перспективный вид для наших мест - уже дал потомство. Его крестный отец – научный сотрудник ТИНРО-центра Павел Иванов. Крабики пока представляют собой розовые точки, которые и разглядеть-то не так просто.
- Павел, а чем вы кормите подопечных, чтобы росли быстрее?
- Фаршем мидии. Беру мясорубку и, как дома на кухне, готовлю фарш. Очень питательная подкормка.
Приготовление кормов для личинок, а потом и молоди – целая наука. И для каждого вида – своя. Главным образом используются различные виды микроводорослей, которые сотрудники центра тоже выращивают сами, строго учитывая все тонкости.
Без научного пригляда в «Заповедном» никак нельзя. Поэтому сотрудники ТИНРО-центра работают вахтовым методом, надолго уезжая в Лазовский район и покидая кабинеты во Владивостоке. Они признаются, что скучать некогда: то нерест, то пестование личинок, то новый эксперимент – дел круговорот. Стоит задача уже в этом году запустить на заводе технологический процесс по полной схеме. Первые результаты убеждают, что это реально. Становление нового производства происходит при поддержке инвестициями Преображенской базы тралового флота и научного обеспечения ТИНРО-центра.
Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"