Новое Евангелие?

Меньше чем за неделю проката в России фильм «Страсти Христовы» собрал более 720 тысяч рублей (и это с учетом того, что картина шла только в центральных регионах). 24 апреля «Страсти Христовы» выходят на экраны Владивостока.

20 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1543 от 20 апр. 2004

Меньше чем за неделю проката в России фильм «Страсти Христовы» собрал более 720 тысяч рублей (и это с учетом того, что картина шла только в центральных регионах). 24 апреля «Страсти Христовы» выходят на экраны Владивостока.

Удивительно, что фильм, о котором до хрипоты спорят теологи и наиболее ревностные христиане (особое отторжение «Страсти» вызвали у протестантов), в нашей стране идет как блокбастер и практически не вызывает неприятия. Прокатчиками уже принято решение продлить показ до июня.

Фильм - первая в истории кино попытка детально воссоздать последние 12 часов из жизни Иисуса Христа: от Гефсиманского сада до распятия. Сценаристы досконально проработали первоисточники (сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), хотя знатоки и заметили, что в картину вошли эпизоды, не подтвержденные Евангелием, а основанные на католических легендах, возникших в средневековье.

Мел Гибсон старался максимально воссоздать в картине атмосферу того времени. «Страсти Христовы» сняты на латыни и древнеарамейском, в прокате идут с субтитрами. Действие картины начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери, и завершается на Голгофе. Все искушения Христа, бичевание, истязание, путь на Голгофу - все показано без каких бы то ни было купюр.

Возможно, именно отсутствие купюр и вызвало обвинения в антисемитизме, чрезмерной жестокости, которые высказывались в адрес фильма в Европе и Израиле.

Меж тем православные священники никакого криминала в «Страстях Христовых» не углядели и, наоборот, рекомендуют фильм к просмотру. А критики и те, кто уже видел ленту, не скупятся на комплименты. Самый яркий звучит так: «Гибсон снял новое Евангелие!».

ТОЛЬКО ФАКТЫ

В Америке празднование Пасхи существенно повлияло на позиции фильма. В пасхальные выходные «Страсти Христовы» вернулись на первое место текущего проката, а общие сборы картины на территории США и Канады составили $353 миллиона.

Таким образом, фильм занял восьмое место в списке самых кассовых в истории американского проката. Место довольно почетное - между «Парком Юрского периода» ($356,7 миллиона) и «Властелином колец: Две крепости» ($340,4 миллиона).

* * *

Во время сцен истязаний актер Джеймс Кэвизел - исполнитель роли Христа - дважды познал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.

* * *

На съемках в Джеймса ударила молния, однако актер не получил абсолютно никаких увечий.

* * *

Когда стало известно, что фильм будет полностью на латинском и арамейском языках, Мел Гибсон заявил, что хочет убрать и субтитры. Однако позднее, по настоянию прокатчиков, субтитры все же появились. Это был весьма рискованный шаг, ведь многие кинозрители США настолько избалованы, что не переваривают даже дубляж.

* * *

В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной анимации и воспользовался лишь помощью гримеров.

* * *

Майя Моргенштерн, исполнившая роль матери Иисуса, во время съемок была беременна. Она тщательно скрывала эту новость от всей съемочной группы. В тот момент, когда все выяснилось, заменить актрису уже не представлялось возможным.

* * *

В первый же день показа картины во время сцены распятия потеряла сознание

56-летняя Пегги Скотт. Чуть позднее она скончалась в одной из больниц Канзаса.

* * *

Картина начинается без традиционных стартовых титров. Всю информацию о создателях можно почерпнуть лишь в финальных титрах.

Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад.

* * *

Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея».

* * *

Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения - он их действительно испытывал. От многослойного грима, а гримировали его ежедневно в течение семи часов, его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским - он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить - его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»