Рыбаки вернулись к пятилеткам

Рыба для Приморского края то же, что нефть для России в целом. Только если «черное золото» прочно держит российскую экономику на плаву и очень давно является основным донором государственного бюджета, то рыбохозяйственный комплекс не может похвастать этим. Собственно кризис последних десяти лет был уж слишком глубоким. Тем не менее недавно назначенный курировать отрасль в Приморье вице-губернатор края Николай Королев утверждает, что светлых пятен в рыбопромышленном секторе в последнее время стало значительно больше. А посему шансы приморской рыбы не только на внутренней, но и на международной арене повысились. Хотя и проблем еще хватает.

20 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1543 от 20 апр. 2004

Рыба для Приморского края то же, что нефть для России в целом. Только если «черное золото» прочно держит российскую экономику на плаву и очень давно является основным донором государственного бюджета, то рыбохозяйственный комплекс не может похвастать этим. Собственно кризис последних десяти лет был уж слишком глубоким. Тем не менее недавно назначенный курировать отрасль в Приморье вице-губернатор края Николай Королев утверждает, что светлых пятен в рыбопромышленном секторе в последнее время стало значительно больше. А посему шансы приморской рыбы не только на внутренней, но и на международной арене повысились. Хотя и проблем еще хватает.

- Если сравнивать 2003 год с предыдущим, отдача «рыбных» предприятий с точки зрения налогов и заработной платы увеличилась. Среди регионов ДВФО приморские рыбаки больше всех пополнили местный консолидированный бюджет. Несмотря даже на некоторые осложнения в связи с резким сокращением сырьевых ресурсов. Так, в результате снижения объемов промышленных квот на вылов биологических ресурсов в 2003 году по Дальневосточному бассейну на пять процентов квоты Приморского края уменьшились на 25 процентов и составили всего 419,7 тысячи тонн. При этом из общего состава квот 84 тысячи тонн были неликвидными: анчоус, сайра и кальмар. Ну, не то чтобы неликвидны. Просто нет нормальных технологий по вылову. Хотя эти виды промысла уже давно пора освоить. К слову, по анчоусу квот было на 50 тысяч тонн - цифра серьезная.

БАМР И ДРУГИЕ

А всего в 2003 году предприятия освоили 289 тысяч тонн, то есть лишь 69 процентов от выделенного. Получал край квоты по межправительственному соглашению и в экономической зоне Японии. Предприятиям дали 34 тысячи тонн. И как ни странно, использовали они свои возможности только на 65 процентов. Еще 310,7 тысячи тонн компании приобрели на аукционах. И опять-таки схожая ситуация – выловить смогли 217 тысяч тонн. Таким образом, суммарный объем квот составил 767 тысяч тонн, но реальный улов оказался куда меньше – 569 тысяч тонн. Результат плачевный не потому, что плохо работают рыбаки. Просто слабая техническая оснащенность предприятий мешает на сто процентов добывать положенные биоресурсы.

Тем не менее в рыбной отрасли наступил переломный момент. 2003 год охарактеризовался стабильностью на предприятиях, руководство которых эффективно управляет производством и умело распоряжается предоставленными квотами. И естественно, нестабильностью тех, кто не может найти свое место в рыночных условиях, сохранить кадровый потенциал и так далее и тому подобное. Впрочем, у этой медали есть и оборотная сторона. Яркое тому подтверждение - Находкинская БАМР. Смена собственника и как следствие усиление менеджмента явно пошло на пользу этому предприятию. Напомню, что перед этим БАМР была практически на грани банкротства. Конечно, в этой ситуации невозможно обойтись без потерь рабочих мест. Здесь задача администрации края найти применение освободившимся работникам. Если не в рыбной отрасли, то в какой-то другой. Приведу пример: по данным департамента занятости по Приморскому краю потребность в рабочих местах примерно 70 тысяч, а официально зарегистрированных безработных 35 тысяч. Трудоустроиться вполне реально. А ситуация в Находке, по-моему, это показатель того, что рыбная отрасль переходит от трудозатратной модели ведения бизнеса к высокотехнологичной. Этого мы и добиваемся от рыбопромышленников.

Сейчас на волне прибыльности находятся предприятия, обладающие таким конкурентным преимуществом, как сильный менеджмент. Остальные же только и требуют: дайте нам квоты, а мы уж поработаем, как следует. Так вот, такие компании, сколько квот им ни выдай, никогда не будут показывать хороший экономический результат. Поэтому в рыбохозяйственном секторе Приморского края и появились и лидеры,  и аутсайдеры. В принципе, нечто подобное происходит в любой другой отрасли. Да и в экономике в целом тоже.

НУЖЕН НОВЫЙ ПОДХОД

Если говорить о перспективах, то здесь стоит отметить один немаловажный, но вместе с тем концептуальный нюанс. Дело в том, что на протяжении десяти лет квоты распределялись ежегодно, каждое предприятие планировало свою деятельность не более чем на один год. Однако с выходом постановления российского правительства №704 от 2003 года за компаниями закрепляют доли на пять лет вперед, и бизнес-план теперь можно составлять уже на пятилетний срок.

Кроме того, сегодня разрабатывается совершенно иной подход к развитию рыбной отрасли. Над ним работают специалисты департамента рыбного хозяйства края в содружестве с рыбопромышленниками и общественными объединениями рыбаков.

У нас уже есть очень хорошие наработки в этом направлении. И не случайно президент именно приморского губернатора назначил руководить рабочей группой президиума Госсовета по развитию отрасли.

- Насколько я понимаю, результаты этого сотрудничества лягут в основу доклада губернатора на заседании рабочей группы президиума Госсовета 28 апреля. И уже известно, что приоритетное место в нем отводится производству готовой продукции. На ваш взгляд, переход удастся осуществить в полной мере, ведь многие привыкли торговать сырьем и неплохо на этом зарабатывать?..

- Глубоко убежден, что рыбаки мечтают быть конкурентоспособными и снабжать своей продукцией мировые рынки. Да, сейчас они неплохо зарабатывают на сырье. Но эта рыба уходит на экспорт в необработанном виде и перерабатывается  в таких странах, как Япония,  Китай (в основном, конечно, в Поднебесной), которые в итоге и получают всю добавленную стоимость. Российские предприниматели понимают, что рыбные полуфабрикаты стоят в два, а то и в три раза дороже, чем сырье. Быть сырьевым придатком – верный путь в тупик. Рано или поздно иностранные бизнесмены, которые наживаются на приморской рыбе, накопят достаточно средств, чтобы прийти в Россию и все скупить. И тогда рыбной отрасли придет конец.

 То, что рыбаки в рамках рабочей группы Госсовета вносят свои предложения, говорит о том, что они в этом кровно заинтересованы. К тому же необходимо развивать наметившуюся тенденцию, когда на территории края были введены в эксплуатацию рыбоперерабатывающий комбинат ОАО «ТУРНИФ», рыбокомбинат «Южноморской» и реконструирован  цех по переработке морепродуктов в поселке Каменка. То есть уже сейчас рыбаки начинают концентрироваться на производстве готовой продукции. Но в дальнейшем без поддержки государства здесь не обойтись. Именно об этом пойдет речь в докладе губернатора на Госсовете.

ВОПРОС НЕ ТОЛЬКО В ДЕНЬГАХ

- Поддержка эта будет в том числе и финансовой?

- Губернатор не будет просить денег у федерального центра на развитие рыбохозяйственной инфраструктуры. Внимание прежде всего будет уделено созданию условий, при которых инвестиции действительно пойдут. Причем частные. В остальном рыбаки должны сами себя обеспечивать. А задача государства создать нормальные, прозрачные условия и в какой-то степени протекционистские по отношению к иностранным компаниям, которые работают в нашей стране. Пока у нас заградительные таможенные пошлины по ремонту судов, то, конечно, выгоднее идти в Пусан или куда-нибудь еще. Там ремонтировать их и потом не заходить на территорию Российской Федерации. Или еще один принципиальный негативный момент. Чтобы, допустим, купить судно за границей, надо заплатить 20 процентов налога на добавленную стоимость плюс пять процентов за пошлину. Условно говоря, если судно стоит 10 миллионов долларов, то еще государству придется заплатить дополнительно 2,5 миллиона долларов. Эти и другие препоны надо устранять.

Первые шаги на этом пути уже сделаны. Во всяком случае, теперь свою деятельность планируют на пять лет, поскольку есть обеспеченность квот. Безусловно, если не нарушать законов. Не стоит забывать и о лизинговых схемах и, может быть, облигационных займах. Но хочу повторить: ожидать от федерального правительства каких-то больших беспроцентных инвестиций в рыбную отрасль не стоит.

БАНКРОТСТВА НЕ БУДЕТ?

- Николай Анатольевич, в начале нынешнего года опять накалилась обстановка вокруг «Дальморепродукта». То офис компании опечатывают, то просачивается информация из Москвы, что кредиторская задолженность сфальсифицирована. Какова позиция краевой администрации в этом остром вопросе, и есть ли будущее у «Дальморепродукта»?

- В свое время администрация края взяла на контроль вопрос о таком социально-значимом предприятии Приморского края, как «Дальморепродукт».  Да и его собственный коллектив не раз выходил на улицы митинговать. Вполне естественно, что остаться безучастным в этой ситуации губернатор не мог, поэтому стал лично следить за ходом событий. С тех пор позиция краевой власти не изменилась: предприятие должно быть сохранено и продолжать свою деятельность.

Сегодня «ДМП» медленно, но верно выходит из  состояния банкротства, как, к примеру, и «Дальзавод», хотя над ним тоже периодически сгущаются тучи. То же самое можно сказать и о «Боре», и о «Ярославском ГОКе»... Все эти компании значимы для Приморского края, и никто ликвидировать их не собирается.

Возвращаясь к «ДМП»: сейчас на нем нет забастовок, текущая зарплата платится своевременно. Насколько мне известно, даже деньги «двухлетней давности» стали постепенно возвращаться в руки людей. Кредиторская задолженность, которая возникла до введения процедуры внешнего управления, была 135 миллионов рублей, а теперь 62 миллиона. То есть фактически задолженность уменьшилась в два раза. И в дальнейшем администрация края будет настаивать только на продлении внешнего управления и на оздоровлении.

А что касается  тех событий, о которых вы сказали, то, на мой взгляд, это привычное дело. Вопрос не в том, сфальсифицирована кредиторская задолженность или нет, а в том, что кредиторы просто хотят забрать деньги, вложенные когда-то в «Дальморепродукт», назад. Их совершенно не волнует судьба предприятия и его персонала. Наверное, им важнее продвинуть своего внешнего управляющего, с помощью которого продать «ДМП» по кусочкам станет реальнее как никогда.

Есть и другой вариант, но для его реализации придется набраться терпения. Ведь ни сегодня, ни завтра предприятие не перестанет быть банкротом. До возврата всех долгов еще очень далеко. Может быть, года три-четыре. Между тем «ДМП» наделено промысловыми квотами на пять лет. Так что вероятность того, что он встанет на ноги, большая.

МОСКОВСКИЙ ШТУРВАЛ

- Сейчас из-за реорганизации Госкомрыболовства многих волнует вопрос, как будет осуществляться контроль над рыбной отраслью…

- К сожалению, ясности в вопросе осуществления контроля над рыбной отраслью пока нет. Но если исходить из концепции разделения полномочий между министерствами и агентствами, то на самом деле функции изменятся очень сильно. Раньше Госкомрыболовство и устанавливало правила, и управляло, и надзирало. Теперь большинство его функций перейдет разным ведомствам, а само агентство будет только управлять. В какой степени - сейчас трудно сказать; все документы, касающиеся его полномочий, находятся в стадии разработки.

- Николай Анатольевич, вас не смущает, что руководить агентством доверили Станиславу Ильясову, человеку в недавнем прошлом далекому от «рыбных» дел?

- Да, провокационный вопрос. Ну, в истории комитета по рыболовству это  не первый случай, когда в руководящем составе появляются люди, не являющиеся специалистами в рыбной отрасли. Суть назначения, как, впрочем, и административной реформы в целом - уменьшить роль личности в управлении государством. Важнее четко разграничить полномочия между чиновниками. Отсюда будет проистекать ясность проводимой политики. Тем более что агентство по рыболовству больше не наделяется изданием нормативных актов.  Отныне это прерогатива министерства сельского хозяйства. В этой связи назначение Станислава Ильясова – именно то, что нужно агентству в данный момент. Поскольку, будучи бывшим премьер-министром Чеченской республики, то есть практически руководителем целого региона, он обладает огромным управленческим опытом. И не обязательно быть рыбаком. Возьмите хотя бы меня: ведь я тоже не рыбак, по образованию - юрист. А как раз роль юридических аспектов с каждым годом приобретает все большее и большее значение, так как именно они смогут придать рыбной отрасли прозрачность, которой так не хватает.

Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»