Слесарь мировой экономики

Во Владивостоке прошло совещание работников образования Дальневосточного федерального округа. После экзотических перестроек в правительстве пора безвременья проходит. Зам. министра образования РФ Александр Киселев и другие сотрудники министерства в общем разговоре на совещании проясняли ситуацию: как дальше развиваться системе, касающейся каждой российской семьи?

16 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1542 от 16 апр. 2004

Во Владивостоке прошло совещание работников образования Дальневосточного федерального округа. После экзотических перестроек в правительстве пора безвременья проходит. Зам. министра образования РФ Александр Киселев и другие сотрудники министерства в общем разговоре на совещании проясняли ситуацию: как дальше развиваться системе, касающейся каждой российской семьи?

В ШКОЛУ ПРИДЕТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ. УЧЕБНИКОВ

Несколько последних лет в системе школы и профессионального образования (от училищ до вузов) шла модернизация. Родители школяров могли не знать деталей многочисленных мудреных документов. Но, пожалуй, только ленивый не слышал про ЕГЭ – единый государственный экзамен. Про массовую компьютеризацию сельских школ. Про то, что Государственная дума уже во втором чтении бьется над общешкольными образовательными стандартами – тем списком знаний, который обязан знать школьник от Калининграда до Тернея. Про профильную школу – то есть такую систему, когда в десятом классе ребенок с гуманитарными склонностями больше получает уроков литературы и истории, а технарь – физики и алгебры.

Все это и есть составляющие программы модернизации. Плюс еще много чего…

Останется ли здравое зерно после чиновничьих перетрясок? Или вместе с Филипповым уйдет и его любимое детище ЕГЭ?

«Нет, все главное остается, - заявил на пресс-конференции зам. министра образования РФ, доктор исторических наук, профессор Александр Киселев. – И единый госэкзамен в том числе. Правда, наряду с другими формами проверки знаний. Например, победители международных, всероссийских и региональных олимпиад будут зачисляться в вузы без экзаменов на бюджетные места. Завершается работа и над созданием образовательных стандартов. Параллельно идет работа над новым поколением учебников».

Кстати, бывший министр образования Владимир Филиппов теперь стал советником премьера Фрадкова – как раз по вопросам образования и его реформ. А как одно из самых главных достижений Александр Киселев назвал то, что бюджет образования в 2004 году впервые превысил сумму средств на силовые структуры. И значит, будут деньги на зарплату учителям, компьютеризацию школ, ремонт учебных заведений.

Но, видимо, будучи гуманитарием, зам. министра поставил перед системой образования региона и страны еще и такую задачу: школа должна не натаскивать на знания, но формировать внутреннюю мотивацию ребенка для познания и самосовершенствования.

КУДА ПОДАТЬСЯ С ДИПЛОМОМ?

Однако многие вопросы требуют раздумий и срочной коррекции.

Вопрос номер один для высшей школы: все больше дипломированных специалистов пополняют ряды безработных или идут работать не по специальности. Причина? Большое несоответствие между списком предлагаемых вузами профессий и тем, что требует сегодня реальный рынок труда. Уже стало притчей во языцех: вузы, дублируя друг друга, наплодили столько юристов и экономистов,  что девать некуда. Зато задышавшее производство днем с огнем не может сыскать инженеров – в строительство, транспорт, химическую или нефтяную промышленность. Либо и вовсе специалистов со средним техническим образованием и хорошей профессией в руках…

«Это надо делать срочно! - прогнозировать рынок труда в регионах и в соответствии с ним формировать учебные места», - заявляют специалисты.

Второй главный вопрос – качество высшего образования. Увы, многие факты опять же набили оскомину. Например, расплодившиеся как грибы после дождя филиалы вузов – без серьезной научной, преподавательской базы. Либо никому не нужный дубляж специальностей: технический вуз открывает гуманитарные специальности, гуманитарный – инженерные, а преподаватели, которых в городе единицы, бегают читать лекции из одного университета в другой. «Мы будем жестче контролировать ситуацию при лицензировании, - ответил на упреки зам. министра Киселев. – Это плохо, когда в угоду коммерческим интересам размывается основной профиль вуза. И страдает качество подготовки специалистов».

ГУБУ РАСКАТЫВАТЬ НЕ ВЕЛЕНО

Расхожее мнение последних лет: поступить в вуз на бесплатной основе почти невозможно, высшее образование тотально становится платным!

А вот факт: количество бюджетных мест, по данным министерства, в последние годы растет. На 3-4 процента каждый год. При этом общеизвестно: количество детей драматически падает…

Нам казалось, наступают благословенные времена, когда драгоценных выпускников школ будет меньше, чем бюджетных мест в вузах. Неужели у мам и пап может больше не болеть голова о будущей учебе чада?
Правда, службы занятости робко возражали: не надо всем высшее образование, ведь нужны слесари, каменщики, медсестры и повара. С другой стороны, образованные люди внутренне свободнее…

Некоторые вузы даже призадумались внести коррективы: пусть наряду с мировой экономикой на первых этапах учебы ребята получают и какую-нибудь прикладную профессию. 

 «Высшее образование не должно быть абсолютно массовым! – возразил на пресс-конференции Александр Киселев. – В вузе должен учиться лишь тот, кто способен усвоить большой объем сложного научного материала. А если принять всех, в том числе лентяев, а потом тянуть и уговаривать – ну выучи, милый, эту тему – значит, дискредитировать высшее образование, недопустимо снизив его планку».

Пожалуй, с этим мнением можно было согласиться на 150 процентов, если бы не одно «но». С 1 января 2005 года по всей стране система среднего и начального профессионального образования – училища, колледжи, техникумы – переходит с федерального на региональные бюджеты. Вопреки протестам педагогических коллективов по всей стране «это вопрос решенный», - заявили министерские работники.

«Здесь готовят кадры для регионов, пусть местная власть и думает, какие специалисты нужны, а какие излишни», - прокомментировал Александр Киселев. По идее, должны потратиться и предприятия – на подготовку кадров для себя же…

Народ у нас тертый и потому уже сейчас явственно предположил, что часть училищ и техникумов благополучно закроется, а в помещениях разместится что-то более материально выгодное. И даже не обязательно ночные клубы, а может, учебные подразделения – но платные! Потому что вряд ли какой-нибудь судоремзавод, который почуял первую жажду в судоремонтниках, сможет профинансировать хоть один стол со стулом в профильном училище… И не начнут ли все срочно клепать каких-нибудь компьютерных пользователей или барменов, за учебу с которых можно взять деньги?

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"