Горит Восток секвестром новым
Дальневосточные окраины России дотировались еще при царе-батюшке, когда модного нынче слова “трансферты” не было и в помине. Данный термин сейчас на слуху даже у домохозяек. Обозначает он не что иное, как “средства поддержки, получаемые из федерального бюджета в порядке финансовой помощи” конкретным территориям, которые в ней нуждаются. Приморье всегда, с начала освоения края вплоть до скончания советской власти, относилось именно к таким территориям. И при царском самодержавии, и при коммунистическом режиме справедливо считалось, что поддержка далеких окраин отвечает государственным интересам России.
Дальневосточные окраины России дотировались еще при царе-батюшке, когда модного нынче слова “трансферты” не было и в помине. Данный термин сейчас на слуху даже у домохозяек. Обозначает он не что иное, как “средства поддержки, получаемые из федерального бюджета в порядке финансовой помощи” конкретным территориям, которые в ней нуждаются. Приморье всегда, с начала освоения края вплоть до скончания советской власти, относилось именно к таким территориям. И при царском самодержавии, и при коммунистическом режиме справедливо считалось, что поддержка далеких окраин отвечает государственным интересам России.
“Крутой перелом” в проведении такой протекционистской политики в отношении Дальнего Востока наметился только при нынешнем правительстве. Причем Приморье среди других краев и областей региона оказалось наиболее “закрытой территорией” для финансовой поддержки из центра. За весь 1996-й и 1-й квартал нынешнего года край не получил ни рубля трансфертов.
Как обычно - воруют...В конце мая состоялось беспрецедентное расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации. Никогда еще оно не проходило с таким представительным составом. Участие в работе приняли не только представители регионов, но и премьер правительства Виктор Черномырдин со своими первыми заместителями - Анатолием Чубайсом и Борисом Немцовым.
К началу заседания контрольно-ревизионное управление Минфина РФ и федеральное казначейство подготовили справку под тривиальным названием “Об эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации в 1996 году и в 1-м квартале 1997 года”. Многие субъекты согласно документу выглядели по меньшей мере неприглядно.
Например, серьезные нарушения вскрыты во многих субъектах РФ при использовании федеральных средств, предоставленных в рамках “Северного завоза” и при формировании региональных продовольственных фондов. На Сахалине почти 16 миллиардов “северных” рублей были потрачены “на приобретение вертолета, магазина, оплату коммунальных услуг и таможенных пошлин, закупку спирта и винно-водочных изделий и т.д.”. Администрацией Ненецкого автономного округа производилась выдача кредитов предприятиям при наличии задолженности по ранее выданным кредитам. В администрации Хабаровского края установлены “факты нецелевого использования средств (завышение окладов и излишняя численность аппарата)”.
Был также приведен анализ результатов использования товарного кредита, полученного сельхозпроизводителями в 1996 году. Наиболее “отличились” в разбазаривании многомиллиардных средств Ростовская, Брянская, Тамбовская и Амурская области, республики Кабардино-Балкария, Адыгея и Алтай. Более того, в некоторых субъектах федерации “спецденьги” были выданы предприятиям, не являющимся сельхозпроизводителями. Проще говоря - на сторону. К слову, по Сахалинской области данная сумма составила 13 миллиардов рублей, или 34 процента от выделенного кредита.
В списке “расхитителей” целевых средств федерального бюджета фигурировали практически все - от Калининграда до Камчатки. Удивительно: несмотря на то, что весь прошлый год “на хвосте” администрации Приморья висели многочисленные “контрольно-ревизионные комиссии”, ни одного факта нецелевого использования средств федерального бюджета в грозной справке зафиксировано не было. Единственное, в чем упрекнули Приморский край, - в увеличении задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Ничего не дали, только отнялиДолги бюджетникам выросли не на пустом месте. Как уже сказано, в 1996 год Приморье впервые в своей истории вступило, не имея ни рубля трансфертов - тех же дотаций. Несмотря на представленные расчеты, правительство и Госдума, которая принимает бюджет, почему-то посчитали, что край обойдется без 1,5 трлн. рублей, необходимых ему для поддержания бюджетной сферы.
В этой ситуации администрации края не оставалось ничего другого, как брать кредиты коммерческих банков. Наиболее крупный из них - более 600 млрд. рублей - был получен целевым назначением в ОНЭКСИМбанке под гарантию правительства РФ на погашение задолженности бюджетной сфере края. Надо сказать, что далось это ценой невероятных усилий: работа по оформлению кредита длилась более 2 месяцев и завершилась “под звон бокалов” в новогоднюю ночь...
- Не будь этих денег, акции протеста учителей, врачей и других работников бюджетной сферы начались бы еще в начале года, - комментирует первый вице-губернатор Николай Садомский. - Мы как будто предчувствовали, что не получим трансфертов и в 1-м квартале 1997-го. Фактически бюджетников в крае посадили на голодный паек.
Если в прошлом году Приморье просто “прокатили”, то в бюджете на 1997 год на уровне закона отдельной строкой предусмотрено получение краем трансфертов в размере более 2,5 трлн. рублей. По плану в 1-м квартале - 538 миллиардов. В итоге не получено ни рубля. Аргументация Минфина при этом проста до безобразия: довольствуйтесь “гарантированным” кредитом ОНЭКСИМбанка - деньги у вас есть.
Столь экономная финансовая политика правительства почему-то коснулась только одной территории - Приморского края. Зато некоторым другим субъектам федерации дотации в 1-м квартале раздавались более чем щедро. Например, республика Алтай получила 196 процентов от планируемых трансфертов, Иркутская область - 161, республика Хакасия - 132, наш ближайший сосед Хабаровский край - 146 процентов. В отличие от других территорий Приморью устроили полный секвестр (сокращение) годовой суммы трансфертов с 2,5 трлн. рублей до 1,6 трлн. И это при том, что край вошел в число 17 субъектов федерации из 89, которые выполнили в 1-м квартале план по собственным доходам бюджета на 100 и более процентов. Кстати, получивший сверхплановые трансферты Хабаровский край не уложился по собственным доходам и наполовину (45,4 процента).
Исполнение бюджета по доходам в Приморье составило в 1-м квартале 56,4 процента (730 млрд. 214 млн. при плане 1 трлн. 203 млрд. 944 млн. рублей). Самый простой подсчет показывает, что если бы край получил предназначенные ему 538 млрд. 901 млн. рублей трансфертов, то в принципе бы уложился в план по доходам бюджета. В итоге он опять оказался провален, а без кредита ОНЭКСИМбанка исполнение бюджета по доходам составило бы всего 38 процентов. Когда за спиной груз прошлых долгов, как было не увеличиться задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы?
Торжественное обрезание продолжаетсяС начала 2-го квартала экономная политика Минфина в отношении Приморья нашла свое продолжение. За апрель-май на счета нашего казначейства капнуло аж 32 миллиарда бюджетных средств. Хотя в среднем исходя из общей суммы утвержденных на год трансфертов край должен получать около 210 миллиардов ежемесячно.
В июне обещали дать 95 миллиардов трансфертов. Кроме того, краевой администрацией в Минфине была оформлена возвратная ссуда в размере 76,5 млрд. рублей целевым назначением для выплаты отпускных учителям. Деньги в Приморское казначейство пока не поступили, хотя выплата отпускных работникам народного образования должна начаться с 15 июня.
Прохождение средств в означенном размере остается под вопросом. Как стало известно корреспондентам “В” из достоверных источников в Минфине РФ, по прямому распоряжению первого вице-премьера - министра финансов Анатолия Чубайса сумма предназначенных Приморскому краю июньских трансфертов урезана с 95 до 50 млрд. рублей, а ссуда на выплату отпускных учителям - с 76,5 до 36 миллиардов.
Уверены, что министр финансов и его аппарат и зарплату, и отпускные получают вовремя.
Автор: Виктор КОРЫТКО, Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”