Рыбная арифметика
В минувшую субботу завершилась «мерка» всего рыбного сезона - минтаевая путина. Несмотря на сильно урезанный в текущем году состав участников и более позднее, чем обычно, начало рыбалки, приморские предприятия выполнили программу по выборке квот на «пятерку». Так считает руководитель департамента рыбного хозяйства администрации края Владимир Леонов.
В минувшую субботу завершилась «мерка» всего рыбного сезона - минтаевая путина. Несмотря на сильно урезанный в текущем году состав участников и более позднее, чем обычно, начало рыбалки, приморские предприятия выполнили программу по выборке квот на «пятерку». Так считает руководитель департамента рыбного хозяйства администрации края Владимир Леонов.
- Первые итоги стали подводиться после закрытия 1 апреля двух подзон - Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской. Освоение на них составило 32,7 тысячи тонн из 33 тысяч выделенных и 38,2 тысячи тонн из 38,7 тысячи соответственно. По нашему мнению, результат идеальный, поскольку оставшиеся тонны в денежном выражении составили менее одного процента. 10 апреля точку в путине предприятия поставили в Северо-Охотском подрайоне. По оперативным данным, здесь остаток составляет примерно четыре-пять тысяч тонн, что тоже нормально, потому как позже в том же районе рыбаки будут работать на сельди. И прилов минтая тут ожидается как раз высокий.
- Владимир Митрофанович, нынешняя кампания прибрежного рыболовства сопровождается громогласными заявлениями рыбаков о том, что только 39 предприятиям дали работать. А 105 при этом остались не у дел. Можно прокомментировать это?
- Я не могу понять, почему в СМИ звучат только две цифры - 39 и 105. Причем тональность такова, что оставшиеся без квот сегодня на грани банкротства, людям не выплачивают зарплату. Дело дошло до того, что стали хоронить прибрежку. Ничего подобного. Искусственно поднятая шумиха всего лишь ширма для тех руководителей, предприятия которых оказались бесквотными по собственной глупости. Потому как все заявители были поставлены в равные условия, и результат зависел только от серьезности подхода рыбаков к вопросу получения долей квот и к соблюдению ими законодательства и установленных норм.
Вот из этих 105 компаний 20 заявились, мягко говоря, «на шару». Методика распределения квот предполагает работу предприятия по вылову данного объекта в предыдущие три года. У 20 пришедших этот показатель нулевой. 54 организации не подтвердили наличие флота. Еще 24 предприятия не рассчитались с налогами, а одно не заплатило штрафы за браконьерство. А предприятий, не имеющих технических средств контроля (ТСК), всего 14. Хотя все преподносилось так, что якобы всех до единого рыбаков лишили квот только из-за отсутствия на судах ТСК. Постановление правительства № 704 четко регламентирует, кому что надо приносить с собой. В том числе и то, что надо представить документы, подтверждающие наличие на судах технических средств, необходимых для обеспечения функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов. А за неимением таковых разрешение на промысел не выдается.
В декабре и январе, когда межведомственной региональной комиссией шло распределение квот, не имевшие ТСК предприятия обратились в Госкомрыболовства. Тот в ответ прислал телеграмму, которую в прессе почему-то цитируют однобоко. Точнее, в угоду «пролетевшим». Между тем в нем однозначно оговорено, что оснащению ТСК подлежат все суда без исключения, даже маломерные. Тем не менее широкую известность получила фраза о том, что генпрокуратура считает неправомочным давать еще одну отсрочку на обзаведение ТСК и что в настоящее время вопрос об оснащении маломерных судов, занятых прибрежным промыслом, находится на рассмотрении правительства. А никто и не отрицает этого. Но решения-то нет. Кабинет министров рассматривает, долго рассматривает, и еще неизвестно, сколько будет рассматривать данный вопрос. А с учетом реорганизации может и вовсе забыть о нем. Однако, несмотря на это, многие продолжают галдеть и не хотят замечать уже принятых норм.
Впрочем, на этом не остановились. Стали давить на то, что если в предыдущие годы 140 предприятий не могли освоить все квоты, то 39 и подавно не смогут. Мы специально проанализировали общие объемы, которые осваивались предприятиями в прошлом году. Получилась довольно интересная картина. Из общей квоты подзоны Приморья улов 67 предприятий, не попавших в число пользователей в этом году, составил 5,4 процента. Конечно, сбрасывать со счетов шесть процентов нельзя. Но оставшиеся 94 процента выловили-то другие рыболовецкие компании. Так что прибрежный промысел не разрушен.
Теперь о невыплате заработной платы. Здесь мы тоже кое-что просмотрели - ту же компанию «Русский Восток». В 2003 году организация владела квотами на 10 тонн в год в подзоне Приморья. Выловила она из 10 тонн всего лишь 1,4 тонны. Однако сегодня ее руководители кричат громче всех, что их лишили квот и, соответственно, оставили без средств к существованию. Зарплата в «Русском Востоке» по их же отчету составляет всего одну тысячу рублей. На такую сумму прокормить семью невозможно. По другим предприятиям - схожие показатели («Владивостокский рыбокомбинат», «Шельф ДВ», «Чизар» и т. д.).
Однако выбрасывать эти предприятия за борт никто не собирается. То есть у них еще есть возможность подзаработать. Мы понимаем, что прибрежка в Приморье не осваивается полностью. Резервы всегда были. И в этом году они есть, учитывая улов 39 компаний. И самое главное, что сегодня эти 39 компаний готовы вместе с «черной» сотней участвовать в освоении. Речь о перераспределении в данном случае не идет, потому что нет такого права. Только по взаимовыгодным договорам. Так, рыбаки смогут максимально изъять рыбные ресурсы в прибрежной зоне Японского моря. Потом направить их на перерабатывающие заводы. А далее по усмотрению производителей: либо на внутренний рынок, либо на экспорт. Не суть важно. Главное, чтобы увеличивались зарплата, налогооблагаемая база и поступления в бюджет.
- По вашим словам, чтобы получить квоту, необходимо было иметь приличные показатели за предыдущие три года работы. А как в этом случае быть компании, которая, допустим, создана в 2004 году?
- Сегодня возможно создать новую компанию и теоретически стать промысловым предприятием. Приобрести флот или взять его в аренду, если есть лицензия на деятельность. Далее рыбачить организация сможет, во-первых, вместе с теми, кто имеет квоты, во-вторых, и, наверное, эта сторона в скором времени станет основой промысловой деятельности, благодаря вторичному рынку. В постановлении № 704 он прописан, но Госкомрыболовства совместно с Минэкономразвития должны разработать механизм вторичного рынка, на конкурсной основе определить биржу, которая будет проводить торги, и разработать порядок проведения торгов. Предполагается, что на рынке будут вращаться квоты, которые изымаются у предприятий-нарушителей либо предприятий, добровольно прекративших свой бизнес. Никаких шлагбаумов для новичков не будет.
- Дата открытия вторичного рынка уже известна?
- Первоначально полагали все организовать к нынешнему лету. Но поскольку на федеральном уровне все перестраивается, то, к сожалению, создание рынка отодвинется на неопределенный срок.
- А регионам самостоятельно организовывать вторичный рынок не доверили?
- Нет. Не наделили нас таким правом. А поскольку вопрос интересует всех, то прокуратура, что называется, дышит прямо в затылок. Стоит нам сделать неверный шаг, тогда...…
Вообще, многие из тех документов, что сейчас действуют, рыбакам не по нраву. Например, развод прибрежки и экономзоны. Когда шла подготовительная работа, мы вносили свои предложения. Часть приняли. Но просьба о выдаче больших полномочий субъектам была проигнорирована. Даже пытались внести коррективы в типовое положение с учетом особенностей Приморского края. Написали письмо в министерство юстиции. Понятно, что до этого нам пришлось обегать кучу инстанций здесь. Ответ не заставил себя долго ждать. Смыл его в том, что типовым положением не предусмотрено принятие регионом распоряжений, учитывающих его специфику. Поэтому сделай мы сейчас шаг в сторону, ситуация напомнит примерно ту, что сегодня разыгрывается на Камчатке, где прокуратура возбудила уголовное дело против тамошнего рыбного департамента. Так что нам ничего не остается, как придерживаться типового положения.
Однако мы не сдаемся. Как известно, готовится доклад на президиум Госсовета по повышению конкурентоспособности рыбной отрасли, и не исключено, что прорехи сегодняшней законодательной базы будут вновь вынесены на широкое обсуждение. Может быть, это что-то и изменит.
Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»