Позиция «инкубатор»
Недавно в Москве прошла пятая всероссийская конференция представителей малых предприятий, организованная Торгово-промышленной палатой России. Два дня бизнесмены заслушивали доклады, делились своими соображениями по поводу нормативной и правовой базы развития предпринимательства и старались понять, какое место сегодня занимает малый бизнес в экономическом пространстве страны. О перспективах существования антрепренеров в краевом центре мы поговорили с президентом Владивостокского союза предпринимателей Юрием Бойко.
Недавно в Москве прошла пятая всероссийская конференция представителей малых предприятий, организованная Торгово-промышленной палатой России. Два дня бизнесмены заслушивали доклады, делились своими соображениями по поводу нормативной и правовой базы развития предпринимательства и старались понять, какое место сегодня занимает малый бизнес в экономическом пространстве страны. О перспективах существования антрепренеров в краевом центре мы поговорили с президентом Владивостокского союза предпринимателей Юрием Бойко.
- Первым делом хочу заметить, что конференция была не просто съездом предпринимателей, она носила научно-практический характер. Было много полезной информации из разных субъектов федерации о том, кто как работает. Опыт некоторых можно потом перенять и приморцам. Отрадно и то, что Торгово-промышленная палата возглавила практически всю законотворческую деятельность по поддержке малого и среднего бизнеса. Ну а ее руководитель Евгений Примаков слывет человеком грамотным и уважаемым в политических кругах. Поэтому ему немного проще рекомендовать Государственной думе конкретные действия. Самое главное, конференцию посетили представители Госдумы, Совета Федерации и федеральных министерств и ведомств. Тем более что они пришли не с пустыми руками, а со сведениями о законах, которые либо уже приняты, либо будут приниматься в ближайшее время или только готовятся.
Если рассуждать о законодательной базе, то, наверное, уже все «перешерстили». Это не совсем грамотно со стороны «творцов» и не всегда реализуемо. Более того, предпринимателям пробить свой закон, даже на съезде, было весьма и весьма трудно. Или вообще невозможно. Вот созвал как-то Ельцин съезд, так ни один мало-мальски важный вопрос не был тогда решен. В этот раз слов на ветер не бросали. Каждый четко проговаривал, что там-то и там-то показатели такие, а в будущем будут уже вот такие. И объяснял почему. Очень много говорили о борьбе с коррупцией. Эта вещь настолько неуязвимая, настолько субъективная, что понимается сегодня расплывчато. Хотя вся страна знает, за счет чего живут контрольные органы.
На второй день я выступил с докладом. В частности, затронул тему об инвестировании в инфраструктуру малого бизнеса государством, чего у нас нет. Сегодня необходимо строить и создавать библиотеки, компьютерные залы, чтобы каждый мог прийти и чему-то научиться. Вот я был в Америке и изучал там программу «GARY», по ней любой человек мог сделать бизнес-план. Нечто похожее необходимо претворять в жизнь и у нас. Не менее важны бизнес-инкубаторы и, конечно, кредиты. Причем беспроцентные или сниженные до одного-двух процентов. То есть надо будет просто вернуть эти деньги. Помимо всего прочего будем вовлекать потенциальных инвесторов, допустим, в высокотехнологичные виды деятельности (HI-TECH), поскольку они в настоящее время являются самым перспективным направлением в предпринимательстве.
- Администрация города высказалась по вашим доводам?
- Мы только приступаем к развертыванию стратегии, но в городской бюджет следующего года должны обязательно заложить деньги. Невозможно с 1 января 2005 года решить вопрос о создании бизнес-инкубатора или библиотеки, если мы не добьемся, чтобы в главном финансовом документе выделили строку под это дело. Если выделят средства, то станем предлагать, как их потратить. В противном случае все останется как прежде.
- Раньше было трудно понять, чем помогает предпринимательству государство и помогает ли вообще. Стал ли после конференции механизм поддержки более прозрачным?
- Раньше государство очень много говорило о поддержке малого бизнеса, но ничего не делало. Ничего. Я начинал работать 15 лет назад. И были времена, когда приходилось платить три процента налога на прибыль. Это в 1989– 1990 годах. Строителям предоставляли льготы, и первые два года на стезе бизнесмена мы не платили налог на прибыль. Потом в течение пяти лет я отрабатывал преференции. Но если бы на третьем году жизни фирма закрылась, то с меня бы высчитали за первые два года. Поддержка огромная. Еще один принципиальный момент - с меня не брали налог на добавленную стоимость.
Эти вещи исчезли. Был период так называемого абалкинского налога, по которому за высокую ставку оклада (более высокую, чем средняя) приходилось платить. Причем вдвойне. Например, работник кооператива получал столько-то и ни копейки больше. Вот такое извращенное сознание было у наших чиновников.
На мой взгляд, сегодня Торгово-промышленная палата принимает самые что ни на есть реальные шаги по поддержке малого бизнеса. Поэтому и Владивостокскому союзу предпринимателей выгодно находиться в партнерских отношениях с Приморской торгово-промышленной палатой. Ведь палата очень помогает с экспертизой привезенных товаров, проводит различные выставки и презентации, а также организовывает учебу. Причем ТПП ведь тоже общественная организация, не имеющая за плечами государственной финансовой поддержки. И то, что Примаков взялся помогать предпринимателям, – это здорово. Кое-чем помогут они, кое-где мы справимся сами. Так, недавно на заседании президиума союза я поднял вопрос о создании в городе агентства по поддержке малого и среднего бизнеса. Сейчас прорабатываются схемы его «рождения», изучаются законодательная база существования таких структур и их опыт работы в других регионах и странах.
Взять хотя бы Америку. Там муниципалитет выступает с инициативой о создании такого агентства и объявляет тендер для того, чтобы просмотреть, какие именно организации смогут внести свой вклад. После этого заключает договор с банком, где местные власти выступают гарантом любого выданного агентству кредита. Потом агентство выдает льготные кредиты предпринимателям, но только тем, кто действительно способен написать бизнес-план и осуществить его на практике. Все. Город получил сотню рабочих мест, банк возвратил свои деньги. Такой принцип понятен. Только его перенос на местную почву осложняется тем, что мэрия без городской думы не может выступать гарантом какого-то залога. И, возможно, союзу придется подписать соглашение с владивостокскими парламентариями подобно городской администрации о сотрудничестве. Вариант перспективный. Если наши законы требуют иного подхода к делу, то сделаем, как они нам велят. Но в любом случае агентство необходимо городу.
- Так же, как и единый орган регистрации, который бы снизил административные барьеры...
- Выступающие в Москве неоднократно отмечали систему «одного окна». Где-то она работает хорошо, где-то, наоборот, хуже. Дело в том, что у нас сегодня появилось много компаний, которые выдают лицензии, сертификаты, печати и тому подобное. Нужно ли создавать общественную организацию, ориентированную на снижение административных барьеров при получении разрешений на тот или иной вид деятельности, - вопрос, конечно, интересный. И, наверное, мой ответ будет «да». Но сможем ли мы эту работу вытянуть на общественных началах? Вот в чем загвоздка. Ведь наша организация живет на взносы. А в этом случае придется содержать армию юристов. Сама процедура регистрации, естественно, не изменится, но предпринимателю жизнь облегчим однозначно. Но, боюсь, общественная организация просто утонет, взяв еще одну ношу на себя. Хотя идея неплохая.
По моему мнению, важнее сейчас добиться, чтобы «одно окно» было действительно полезным и работало как полагается, и заявления проходили без всяких проволочек. То есть необходимо вести контроль за деятельностью инстанций, если хотите, чтобы была обратная связь. Ну и единый центр регистрации сбрасывать со счетов не будем.
- Юрий Васильевич, вопрос, может быть, не совсем корректный, но не кажется ли вам, что создание союза предпринимателей не более чем спекуляция перед выборами главы городской администрации и что после них все вернется на круги своя?
- Ни одно из заседаний президиума союза не обошло этот вопрос. Мы трижды собирались и трижды обсуждали его. Нормальный политик и предприниматель использует любую возможность для выживания своей организации. Союз не могли создать 15 лет, а выборов за это время прошло много. Но все-таки иногда администрации городов, поселков и края делают нужные и правильные шаги именно перед выборами. Иногда решения остаются надолго, а иногда бывает и по-другому.
В основном больше обещают оппоненты действующего мэра или губернатора. Мы сегодня ощущаем реальную поддержку. Копылов инициировал создание союза, подписал, что особенно нас удивило, соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Так что вопрос абсолютно корректный. Не нужно, как говорится, поддаваться на провокацию, но с другой стороны - использовать момент выборной тактики в пользу общественного союза. Вопрос в другом: сможем ли мы выжить после этого? Мы сегодня не хотим бесплатного помещения, только по льготной аренде. То есть мы идем на то, чтобы сохранить лицо союза и чтобы выборы мэра на нас не повлияли.
Автор: Андрей САКУН, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»