Бес опечаток
И не нужно сразу, дорогой внимательный читатель, показывать пальцем в заголовок и кричать: опечатка, опечатка! Два этих слова - “бес опечатки” - употребляются теми, кто делает книги, газеты и прочая, и прочая, давно. Очень давно…
Дмитрий Шерих. “А упало, Б пропало… Занимательная история опечаток”. Издательство “Центрполиграф”.
И не нужно сразу, дорогой внимательный читатель, показывать пальцем в заголовок и кричать: опечатка, опечатка! Два этих слова - “бес опечатки” - употребляются теми, кто делает книги, газеты и прочая, и прочая, давно. Очень давно…
“…в 1561 году вышел в свет трактат “Missae ac Missalis Anatomia” (то есть “Мессы и их построение”), издатели дополнили список опечаток красноречивым извинением, в котором уверяли: “Проклятый сатана вооружился всеми своими хитростями, чтобы протащить в текст бессмыслицу и тем самым отбить у читателей охоту брать в руки книгу”. Из 172 страниц этой книги 15 занимал перечень опечаток!
Убедительное оправдание не могло не запомниться. С того времени и вошло в оборот выражение “бес опечатки”. Маленький такой бесенок, который невесть как проскакивает на страницы, не спрашивая разрешения”.
Опечатка существует с тех пор, как появилась на свет первая рукопись. И бороться с нею, конечно, нужно и должно, только вот немножко бесполезно… И уж, конечно, относиться к опечаткам с убийственной серьезностью вредно – для здоровья и чувства юмора… Дмитрий Шерих – известный российский журналист, акробат пера, если можно так выразиться, - доказывает это каждой строчкой своей очень небольшой, но насыщенной информацией книги.
Издание действительно небольшое – каких-то 170 страниц. Но давненько не приходилось Лоцману читать книги популярной и хорошо написанной – отменным, живым, образным языком, – одновременно такой познавательной. Энциклопедии и справочники не в счет – это все-таки немножко не то…
Читая “А упало, Б пропало…”, Лоцман то и дело откладывал книгу в сторону и шел к своим домашним – рассказать им об очередной забавной опечатке, вычитанной только что. И повторялась эта история никак не меньше пары десятков раз. В конце концов домашние взмолились: нам же неинтересно читать будет, если ты все расскажешь! И Лоцману пришлось хохотать и наслаждаться чтением одному. А за книгой выстроилась очередь.
Кстати, насчет “неинтересно” домашние очень и очень ошибались. Кроме массы забавных опечаток из газет и книг чуть ли не за пять веков автор сумел рассказать о нескольких теориях появления опечаток в текстах – фрейдистской и математической, причем математические выкладки изложены ясно и понятно; проследить, как опечатки изменяли смысл знаменитейших литературных произведений; как они отражались на идеологии и – что совсем невесело – на судьбах людей. Да, читатель, есть в истории нашей страны период, когда работа корректором, наборщиком или редактором была не просто вредной, а практически опасной для жизни. Возможно, приводимые примеры - самое яркое доказательство убожества идеологии, боящейся опечатки…
Вы спросите, почему в обзоре нет примеров смешных или трагических опечаток? А Лоцман ответит: чтобы вы поскорее прочли книгу!
Автор: Ваш Книжный Лоцман