В плену традиции

Выставка под названием «Классический реализм» открылась в галерее «Арка» 30 марта Имена участников хорошо известны не только в Приморье, но и во всей России, и за рубежом.

2 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1534 от 2 апр. 2004

Выставка под названием

«Классический реализм» открылась в галерее «Арка» 30 марта Имена участников хорошо известны не только в Приморье, но и во всей России, и за рубежом.

Все

– обладатели высоких регалий: заслуженный художник РФ Степан Арефин, народный художник РФ Иван Рыбачук, заслуженный деятель искусств РФ Вениамин Гончаренко, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств и Петровской академии наук и искусств, заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Шебеко. Но не громкие звания явились побудительным мотивом для организаторов. Особенность выставки в другом. В «Арке» в эти дни можно увидеть живопись по сути дела музейную – 50-60-х годов ХХ века.

Почти полвека

– достаточный срок, чтобы отделить зерна от плевел. И эти зерна сохранились сегодня в музейных фондах и мастерских самих художников. Их ценность с годами лишь увеличивается: полотна дышат историей.

23 апреля 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б)

«О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому писателям и художникам, поддерживающим советскую власть, предлагалось создать единые союзы (что они и сделали). Эстетическая программа новых творческих союзов была названа социалистическим реализмом.

Теория социалистического реализма формулировалась как требование

«верного» изображения реальности. Как реализм, соцреализм был противопоставлен абстрактному искусству, как социалистический, он был противопоставлен реализму XIX века, получившему в истории искусства название критического. Но как бы ни бились за чистоту абсолютного и единого стиля идеологи советской эпохи, изобразительное искусство нет-нет да и соскальзывало к так называемой классике, которая представляла собой не столько определенную эпоху, сколько высокое качество вообще, ускользающее от стилистического определения и стоящее по ту сторону всех особенностей. Уже с конца 30-х реставрируется академическая иерархия жанров, индивидуальное авторство – так называемая традиция в изобразительном искусстве.

С Вениамина Гончаренко, Ивана Рыбачука, Степана Арефина, Кирилла Шебеко в 60-х годах ХХ века начиналась традиция в Приморье. Общепринято считать 60-е точкой отсчета единого этапа развития советского искусства. Именно тогда, после того как остыла послевоенная победная эйфория, искусство вновь получает возможность быть выразителем самосознания художника. Открытием 60-х были фильмы

«Мне двадцать лет», «Здравствуй, это я!», «На диком береге», стихи и споры вокруг поэзии Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, песен Александры Пахмутовой, прозы Юрия Трифонова. Сегодня все это кажется несовременным: изменился общественно-политический строй, а с ним принципиально изменился подход к многим, если не сказать ко всем формам культурной, в том числе и художественной, жизни.

Но сколько бы ни спорили о том, что такое современное искусство, в каких формах оно наиболее актуально сегодня, традиция остается неизменной, более того, питающей сегодняшнее поколение. В качестве иллюстрации

– цитата из каталога к всероссийской выставке «Искусство наций», состоявшейся в Москве в 2002 году: «…в изобразительном искусстве всех регионов России по-прежнему велико влияние художников-шестидесятников. По-прежнему сильна линия известных российских мастеров…». Среди имен назван Кирилл Шебеко, недавно ушедший от нас, зрителей, в вечность. Кирилл Иванович сам представлял свои работы в Москве. И в каталоге простым карандашом пометил строки, посвященные шестидесятникам. Их значимость вряд ли можно преувеличить. Особенно в развитии школы изобразительного искусства Приморья.

В 20-е годы ХХ века во Владивостоке активно работали художники различных художественных группировок. Трудовая артель художников (ТАХ), Театр вольных мастеров (ТВОМАС), футуристы, пролеткультовцы, так называемые свободные мастера. Война прервала естественный ход событий. Но следующий период явился временем становления. Именно тогда, в 50-60-е, развиваются жанр пейзажа, портрет, тематическая картина. Но самое главное - именно в этот период в Приморье появляются традиции московской и ленинградской школ.

В 1962 году во Владивостоке открылся первый в нашей стране Дальневосточный институт искусств. Выпускники московских и ленинградских вузов привезли в город у моря основополагающие принципы художественного мастерства. Основателем и первым деканом художественного факультета, заведующим кафедрой живописи и рисунка, а позже ректором института искусств был Вениамин Гончаренко. До последних дней преподавал здесь же Кирилл Шебеко. Неизменным экспонентом выставок различного масштаба являлся Иван Рыбачук. Живописью так называемого западного образца привлекал зрителей Степан Арефин. У каждого из них свой почерк.

Арефин отличается прежде всего строгим следованием реалистической традиции. Закончивший курсы военных художников в Хабаровске, он развивал природное дарование на академической даче, достигнув непревзойденных высот в передаче ощущения жизни. Запах, живое тепло пламени свечи буквально исходят от холста. Незадолго до этой выставки Степан Федорович у себя в мастерской раскрывал секреты пришедшим полюбоваться серией недавно написанных натюрмортов:

«Я пишу до тех пор, пока изображение не «оживет».

Насквозь русский мастер - Рыбачук, художник светлый, жизнелюбивый, по-русски необъятный. Художественные училища Благовещенска и Владивостока, частые пребывания на академической даче среди цвета реалистического искусства сформировали из него профессионала живописи. Иван Васильевич учился у Петра Евстафьева, одного из учеников Репина. Можно сказать, Рыбачук

– наследник традиции XIX века по прямой. Не случайно портреты его кисти получили название «репинских». К нему, как ни к кому другому, применим термин «освоение».

Ивану Васильевичу принадлежат знаменитые чукотские циклы. Чтобы передать правду жизни севера, его краски, Рыбачук на месяцы уезжал на Чукотку, учил язык, жил в ярангах, постигал тонкости быта. В поездках по Чукотке, Курильским островам Иван Васильевич открыл для себя и для всей страны тему севера, ставшую для него главной в определенный период жизни. Одна из лучших работ

«Сын Чукотки» в свое время представляла советское искусство за рубежом, на выставке в Брюсселе в 1957 году. К счастью, работы северных циклов сохранились в мастерской, которая давно уже стала подобием музея.

Еще один музей - мастерская Гончаренко. Пожалуй, в приморской живописи никто лучше не чувствует манеры держаться, если речь идет о портрете. Модели

– прекрасная дама в синем, шахтеры с темными от угольной пыли лицами, еще не снявшие касок, негритенок, чье любознательное лицо обращено прямо к зрителю. Кто и почему был выбран в герои? Где и когда написан пейзаж? Вениамин Алексеевич помнит мельчайшие детали событий, с которыми была сопряжена очередная работа.

Кирилл Иванович Шебеко. Уместно взять грустную паузу

– художник не дожил до выставки, которая обозначила начало его творчества, совпавшее с началом становления изобразительного искусства в Приморском крае, всего месяц. В первый день марта вместе с внучкой Кирилла Ивановича Машей отбирали в его мастерской работы для экспозиции. 1950-й, 57-й, 62-й… Совершенно отличный от сегодняшнего почерк. Гладкое, академическое письмо «Блокадницы» (портрет ленинградки – актрисы Мариинского театра), сюжетно-тематическая картина «Встреча Н. С. Хрущева с рабочими Дальзавода», превратившаяся в «Портрет Хрущева» после того, как ее пытались уничтожить в период развенчания личности бывшего генсека-кукурузника. Кириллу Ивановичу сообщили, что картину разрезали на куски. Он срочно отправился на Дальзавод и спас один из фрагментов…

Своя история есть у серии

«Остров Даманский», куда в самый разгар вооруженного конфликта Шебеко и Рыбачук отправились на этюды. Итогом этого выезда стала выставка «Герои-пограничники», которая открылась в доме художника в 1969 году. Она напоминала военные выставки периода Великой Отечественной по оперативности и репортажности событий, по настроению, царящему в залах. Кирилл Иванович вспоминал, как писал этюды с моделей – танкистов, выехавших прямо с поля боя, не успевших стереть с лица копоть сражения. На открытии выставки, что называется, яблоку негде было упасть. Первые минуты царила полная тишина. Как будто беззвучно спрашивали: «Это лицо новой войны?». Слишком хорошо помнили 1940-е…

Пожалуй, самая точная формулировка мастерства этого поколения:

«Пишу до тех пор…». Непрекращающийся, неустанный труд – вот еще одна примета традиционной живописи. Невозможно достичь мастерства без ежедневного, ежечасного служения своему делу. Счет идет на сотни, но успокоенности нет. Прямо к открытию выставки пришел из рейса Иван Рыбачук, привез свежие этюды. Всегда в один и тот же час рано утром приходит в свою мастерскую Степан Арефин, там же – в доме художника - всегда можно найти Вениамина Гончаренко. Кирилл Иванович будто вышел на минутку: на полу еще положены стопкой аккуратно обтянутые холстом рамки – приготовился писать. И мы неизменно оказываемся в плену написанного…

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»