Штормовое предупреждение
Врачи детской больницы передали редакции «В» открытое письмо, которое коллектив написал на имя главы администрации Владивостока Ю. М. Копылова.
Врачи детской больницы передали редакции «В» открытое письмо, которое коллектив написал на имя главы администрации Владивостока Ю. М. Копылова.
Вот его фрагменты:
«МУЗ Детская городская клиническая больница – это уникальное специализированное лечебное учреждение, где работают высокопрофессиональные специалисты всех профилей.
С приходом на должность главного врача С. Н. Сенотрусова начался процесс разрушения всего того, что создавалось годами.
1. Например, незаконно уволен врач высшей категории, единственный специалист, владеющий методикой лапароскопии даже у новорожденных, что привело к тому, что на сегодняшний день мы шагнули далеко назад. Стало невозможным проведение эндоскопичесих исследований и операций детям, нуждающимся в них. Лапароскопическая аппаратура сейчас простаивает.
2. Идет снижение заработной платы. Это объясняют невыполнением плана. В то же время мы знаем, что по итогам 2003 года больница выполнила план на 99,8 процента. Но распределение заработной платы происходит непонятным для нас образом, без согласования с трудовым коллективом.
Дополнительные средства к заработной плате за интенсивность труда распределяются негласно, в основном среди администрации, экономистов, бухгалтеров и «избранных», тогда как высококвалифицированные медработники, которые действительно отдают все силы и свое личное время выхаживанию детей, этого не имеют.
3. Распределение финансовых средств в больнице, на наш взгляд, проводится с нарушениями. Заведующих отделениями вынуждают осуществлять ремонт отделений с привлечением средств родителей детей.
Мы не знаем, как реально расходуются средства, полученные от платных услуг больницы...».
Письмо подписали несколько десятков сотрудников больницы.
Понятно, что письмо это – лишь вершина айсберга. Взрывоопасная ситуация подтвердилась и на собрании, которое бурно прошло в больнице на минувшей неделе. В основном звучал один большой вопрос: почему? Почему людям, которые стоят у операционного стола сутками, с января 2004 года срезали зарплату? По какому принципу вообще распределяются финансы? Почему даже те доплаты (сверхурочные, воскресные, за вредность и т. п.), которые положены по законодательству, не доходят до докторов? Почему экономистам платят 450 процентов «интенсивности», а хирургам и 100 процентов не достается, их то и дело «штрафуют»? Причем даже за просчеты администрации! Например, оштрафовали (то есть вычли из общего фонда зарплаты) бригаду отделения реанимации за то, что не смогла обеспечить безупречную чистоту. И это в то время, когда в отделении давно требуется ремонт, когда штукатурка сыплется и линолеум вытерся до дыр. Докторам ничего не оставалось, как «сброситься» и начать ремонт в отделении своими силами…...
Кроме вопросов по финансам – пожалуй, самым болезненным - на собрании возникли претензии к главному врачу и по поводу отношения к кадрам. Действительно, был уволен классный хирург-эндоскопист Андрей Новосельцев, освоивший целый ряд сложных операций щадящими технологиями – эндоскопически, то есть через два-три крошечных прокола. Суд уже на днях вынесет решение о правомерности увольнения. В свое время на защиту хирурга встала зам. главного врача по хирургии Лариса Вилисова, прекрасный специалист, чьими силами сделано многое в больнице. После чего, по ее признанию, она была вынуждена написать заявление об уходе. Врачи возмущались тем, что одни специалисты ходят в любимчиках и получают приличные «проценты интенсивности», другие, несмотря на честную работу, едва сводят концы с концами. И самое главное, все шито-крыто, негласно, тайно…...
Подозрения в финансовых махинациях, неуважительное отношение к кадрам - все это и вызвало предложение, высказанное на собрании: объявить главврачу недоверие. Зал поддержал аплодисментами…...
«Знаете, на такого рода собраниях возникает эффект митинга, когда люди теряют свое индивидуальное мнение, - сказал в своем комментарии корреспонденту «В» главный врач больницы Сергей Сенотрусов (к слову, сразу после собрания он сказал, что «Новосельцев отличный мужик, что все говорили правильно, что он всем желал только добра и сожалеет, что так все получилось»). – Сначала я был просто потрясен и обезоружен – не ожидал от коллег такого. А потом собрали собрание заведующих отделениями: 28 из 31 сказали, что не поддерживают настрой собрания и готовы начать улаживать конфликт в рабочем порядке. Сейчас идут одна за другой проверки – ОБЭП, КРУ, прокуратура, ожидаем специалистов из горздрава. После чего начнем кропотливую работу по отлаживанию системы оплаты труда. А также экономическое образование во всех отделениях. К сожалению, врачи думают, что, как и при социализме, могут просто получать зарплату. Но давно изменилась концепция в здравоохранении, идет серьезная реформа, и мы получаем лишь то, что заработали по линии ФОМС и платных услуг. Другое дело, что по одному шаблону не могут получать все отделения, в каждом своя специфика: в плановой хирургии одна, в реанимации другая. И все это сейчас надо учесть и просчитать. Более того, надо легализовать все медицинские доходы, чтобы за платные услуги пациент платил в кассу, а не в карман врачу».
«Очевидно, уже с начала недели начнем серьезную проверку в этой больнице по всем направлениям, в том числе финансовую, - сказала корреспонденту «В» главный педиатр городского управления здравоохранения Людмила Тренина. – Заранее не могу сказать, действительно ли так во всем виноват главный врач больницы, потому что многие процессы в больнице произошли вполне объективно. Например, действительно с января 2004 года коечный фонд ДГКБ уменьшился с 520 до 480 коек. Почему? Да потому что больница никогда не выполняла план. Проще говоря, койки были не заняты, врачи не загружены. Зачем тогда содержать такой коечный фонд, который обходится крайне дорого? Уменьшение количества коек объективно: снижается количество детского населения, меняются технологии лечения. У пациентов есть выбор - другие лечебные учреждения. А вместе с коечным фондом уменьшился и фонд заработной платы. И штатное расписание изменилось. И тем не менее ситуация в больнице нас тревожит. Одно могу сказать с уверенностью: очевидно, главный врач свои управленческие функции выполнял неважно, раз довел ситуацию в коллективе до взрыва. С людьми надо говорить…...».
Свою конструктивную линию предложила Галина Ермошина, председатель крайкома профсоюзов работников здравоохранения. Поскольку в коллективе есть десятки вопросов по соблюдению трудового законодательства, и еще больше – по оплате труда и технологии применения бригадного подряда, то Галина Петровна пообещала в рабочем порядке помочь выстроить грамотную систему.
Итак, конфликт пока в разгаре. А вернее, в той стадии, когда требуется вмешательство разного рода компетентных специалистов.
Будет ли он решен бережно, без расправы с теми, кто «много говорит»? С сохранением самых квалифицированных кадров? Останется ли больница такой, какой ее всегда считали жители края, – больницей, где ребенку окажут помощь на высочайшем уровне?
Автор: Марина ИВЛЕВА,«Владивосток»