Трубный глас
Похоже, нефтяная компания «Юкос» смирилась с решением президента России Владимира Путина и доводами правительства страны о строительстве нефтепровода от Тайшета в Иркутской области до портов Дальнего Востока. Руководство корпорации уже не настаивает на возведении трубопровода от Ангарска до нефтеперерабатывающего завода в китайском городе Дацин, а подписало на прошлой неделе несколько соглашений с двумя государственными нефтяными компаниями КНР о поставках углеводородного сырья по железной дороге.
Похоже, нефтяная компания «Юкос» смирилась с решением президента России Владимира Путина и доводами правительства страны о строительстве нефтепровода от Тайшета в Иркутской области до портов Дальнего Востока. Руководство корпорации уже не настаивает на возведении трубопровода от Ангарска до нефтеперерабатывающего завода в китайском городе Дацин, а подписало на прошлой неделе несколько соглашений с двумя государственными нефтяными компаниями КНР о поставках углеводородного сырья по железной дороге.
И если в прошлом году цистернами перевезли 3 миллиона тонн нефтепродуктов, то уже с 2006 года перевалка составит 15 миллионов тонн. Все будет доставляться из Западной Сибири через Монголию и Забайкалье в Поднебесную. Чтобы перевезти такой объем, необходим дополнительный транспортный парк: заказан и уже строится подвижной состав, в течение ближайших месяцев будет электрифицирован участок от станции Карымская под Читой до госграницы. И хотя стоимость транспортировки сырой нефти по железной дороге в два раза дороже, чем по системе трубопроводов, это все равно выгодно до тех пор, пока баррель не опускается ниже нижней отметки коридора ОПЕК.
А что у нас происходит с нефтепроводом от Тайшета (узловая станция, где от Транссиба отходит Байкало-Амурская магистраль) до Тихого океана? «Зеленая улица» для строительства. На геополитическом уровне такой вариант значительно выгоднее государству, чем та же нитка в один отдельно взятый Китай (несмотря на его экономический рост). Ну заартачится Пекин в какой-то момент в ценовой политике. И что, останавливать прокачку из-за низкой стоимости «черного золота»? А тут открыт весь мир. Можно продавать в Японию, США, обе Кореи, Тайвань, Сингапур, Малайзию, да в тот же Китай.
Однако выгода видна также на стратегическом и тактическом уровнях. Вывод трубы в Приморье привязывает весь регион к основной части России не только 100-летней Транссибирской магистралью и только что открытой автомобильной дорогой между Читой и Хабаровском, но и общим трубопроводом. Пока нефтяным, но уже рассматривается вариант и газовой нитки. Ведь проще и дешевле проложить их параллельно в одном экологическом коридоре.
Как сообщил корреспонденту «В» губернатор края Сергей Дарькин, с главами городов и районов, на территории которых проляжет магистраль, проведены переговоры. Естественно, все с нетерпением ждут начала строительства. Ведь это заказы для предприятий грузового автотранспорта, механизации, строительной индустрии, мостоотрядов, даже для крестьянских хозяйств (картофель, овощи) и общепита. Резко прибавятся налоговые поступления в местные бюджеты, понадобятся дополнительные рабочие руки.
Кстати, в Москве не исключают варианта с ответвлением магистрали на Китай. Но …из Приморья. Можно из Лесозаводска или через Пограничный. Это значительно ближе, чем из Амурской или Читинской области, а стало быть, дешевле. Ведь это направление привлекательно и с точки зрения рельефа местности.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»