Масло сдает экзамен

С приходом тепла большинство водителей начинают задумываться о предстоящей замене масла в двигателе своего любимого автомобиля. Главный вопрос: на что именно менять? Выбор моторных масел сейчас настолько велик, что способен сбить с толку даже самого опытного водителя. Да что там водителя, когда даже специалисту-нефтехимику в этом масляном изобилии разобраться непросто.

19 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1526 от 19 март 2004

С приходом тепла большинство водителей начинают задумываться о предстоящей замене масла в двигателе своего любимого автомобиля. Главный вопрос: на что именно менять? Выбор моторных масел сейчас настолько велик, что способен сбить с толку даже самого опытного водителя. Да что там водителя, когда даже специалисту-нефтехимику в этом масляном изобилии разобраться непросто.

Хотя разбираться, как недавно выяснилось, совсем необязательно. Подавляющее большинство моторных масел американского и европейского производства выполняют свои задачи по защите двигателя одинаково хорошо. И существенной разницы между «Мобилом» и «Тексако» нет!

Конечно, представители нефтяных компаний с данным утверждением вряд ли согласятся, однако «равнозначность» большинства моторных масел была подтверждена уникальными исследованиями, проводимыми в США в течение двух лет. С результатами этих исследований мы вас и познакомим.

Итак, задавшиеся целью выяснить, продукция какой нефтяной фирмы самая лучшая, американские специалисты провели «ходовые» испытания 20 наиболее популярных в США масел. Среди них оказались и хорошо известные приморцам  «Мобил», «Шелл», «Пензойл», «Тексако», «Ессо», «Вэлволин» и «Кастрол». 17 из протестированных образцов были минеральными. Причем девять из них имели вязкость 10W-30, а восемь - 5W-30. Исследовались также две марки синтетических масел - «Мобил 1» и «Пензойл  Перфомэнс» и одно полусинтетическое «Вэлволин Дюрабленд». Каждая марка масла тестировалась на трех автомобилях. И каких автомобилях - такси! А они, как известно, работают далеко не в щадящем режиме.

Всего же в тестах участвовали 75 автомобилей «Шевроле-Каприс» 7-8-летнего возраста, которые за время испытаний прошли в городском режиме около 7,5 миллиона километров. Замену масла на большинстве из них производили через 10 тысяч км пробега, что вдвое превышает интервал, рекомендуемый автопроизводителями при эксплуатации машин в режиме такси. Такой пробег был выбран для ускорения испытаний и создания максимально суровых условий.

Теперь об итогах эксперимента.

Проведенные испытания показали, что все протестированные масла, включая и дорогие синтетические, оказались... одинаково хороши! После того как каждый двигатель «пробегал» отпущенные ему 100 тысяч км (на что потребовалось примерно 10 месяцев), его разбирали на части и проводили замеры распредвала, подшипников и толкателей клапанов. Общий износ этих деталей составил в среднем... 0,01 мм, что является отличным результатом даже для нового мотора. Самое же главное, что независимо от марки масла степень износа на всех машинах оказалась практически одинаковой.

Кроме вышеперечисленных действий проводилось еще и изучение так называемого лака - вредных отложений, избыток которых приводит к закоксовыванию мотора, а также проверялось наличие продуктов окисления масла, свидетельствующих о его старении.

Так вот, все масла показали себя с наилучшей стороны как в борьбе с лаком, так и в защите от образования продуктов окисления. Отклонения в толщине лака присутствовали, но они были связаны с особенностями эксплуатации автомобилей, а не с маркой масла. Существенной разницы между элитным синтетическим «Мобилом» и «народным» минеральным «Вэлволином» исследователи не обнаружили.

Еще интереснее тот факт, что интервал замены масла заметного влияние на износ двигателя не оказывает. Разумеется, если не перегибать палку.   В трех подопытных такси масло «Пензойл» меняли через каждые 5000 км и после пробега 100000 км сравнивали двигатели этих машин с эталонными - работавшими на том же масле, но с заменой через каждые 10000 км. Оказалось, что заметных различий в состоянии моторов не было.

Итак, можно подвести черту. Во-первых, испытания показали, что ни одно из протестированных моторных масел не имеет преимуществ по отношению к другим. Во-вторых, привычная рекомендация смены масла после пробега 5000 км устарела. Современные масла обеспечивают прекрасную защиту двигателя, работающего даже в самых тяжелых условиях и при интервале замены в 10000 км.

Все вышесказанное относится к нормальному сертифицированному в США маслу, содержащему весь пакет необходимых присадок. В российских же условиях нужно учитывать еще одно важное обстоятельство - купленное вами масло может запросто оказаться подделкой. А как оно защищает двигатель вашей машины, одному богу известно...

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»