Кто защитит национального туроператора?
Остались в прошлом надежды начала 90-х годов на немедленное и неминуемое превращение Приморья в туристическую Мекку: выяснилось, что, кроме девственной местами природы и ненавязчивого сервиса, предложить гостям нам особенно нечего.
Остались в прошлом надежды начала 90-х годов на немедленное и неминуемое превращение Приморья в туристическую Мекку: выяснилось, что, кроме девственной местами природы и ненавязчивого сервиса, предложить гостям нам особенно нечего.
С нетерпением ожидаемый поток миллионов долларов от богатеньких пенсионеров из благополучных стран материализовался в юани: три четверти въезжающих ныне в наш край иностранцев составляют граждане КНР. Это тоже миллионы в пересчете на доллары, но существующий порядок въезда, определяемый межправительственным соглашением «О безвизовых групповых туристических поездках» от 29.02.2000, не позволяет ввести процесс в российское правовое и налоговое поле.
В результате сотни тысяч китайских туристов оставляют свои деньги в китайских же гостиницах, ресторанах и полуподпольных казино. Но гораздо чаще въехавшие без визы туристы по пересечении границы превращаются в ищущих работу гастарбайтеров, чтобы, наоборот, вывезти домой свои благоприобретенные на нашей территории доллары, рубли и те же юани.
Проблема состоит в том, что лицензии на международную туристическую деятельность, позволяющие туроператору осуществлять безвизовый обмен, на практике передаются (продаются?) уполномоченными московскими фирмами стопроцентно китайским туроператорам. Они платят налоги на своей территории, возят группы по своим собственным маршрутам, остающимся вне поля зрения российских контролирующих органов, и даже гиды – это граждане КНР. Что они могут рассказать своим подопечным, например, о Владивостоке? Или все-таки Хайшеньвэе, Бухте большого трепанга?
Депутаты Законодательного собрания Приморья в конце июля прошлого года приняли поправки в краевой закон «О туристической деятельности в Приморском крае», 18 августа губернатор подписал данный законопроект. В документе определялось понятие уполномоченного органа краевой исполнительной власти, который, в частности, получал права отказывать в регистрации документов на прием иностранных туристических групп «в случае систематических грубых нарушений установленного порядка осуществления безвизовых групповых туристических поездок». Статус уполномоченной на безвизовый обмен турфирмы должен был подтверждаться в Приморье, а не только в Москве, и здесь же они должны были регистрировать свои документы по приему туристов. В идеале предложенный порядок должен был поставить под контроль краевой власти и вывести из «тени» гигантский поток въезжающих в Приморье граждан КНР.
Но те самые московские фирмы, которые не без оснований подозревались в создании существующей системы, где китайский туроператор априорно побеждает в конкуренции с российским, поскольку не платит в полной мере налоги, подали иски в судебные инстанции. Был и протест прокурора, указавшего, что въезд и выезд граждан на территорию страны определяются Конституцией РФ, ФЗ «О порядке въезда из РФ и въезда в РФ», постановлениями правительства РФ, но никак не законами, установленными субъектом РФ. В результате краевой суд удовлетворил заявление прокурора и признал внесенные в краевой закон «О туристической деятельности» поправки «недействующими со дня принятия», а Верховный суд после рассмотрения кассационной жалобы оставил этот вердикт без изменений.
На недавнем заседании комитета Законодательного собрания по региональной политике и законности, в ходе которого депутатам пришлось согласиться с определением Верховного суда и подготовить соответствующий проект закона об утративших силу поправках, состоялся полный горечи разговор. Авторы отмененного законопроекта говорили, что нужно бы принять другой закон, которым бы чиновнику вменялась бы в обязанность патриотическая позиция при рассмотрении юридических коллизий, которыми кишат федеральные законы, в том числе «О туризме и туристической индустрии». «Наши поправки опередили время, поскольку еще не все осознали пагубность существующего положения дел для туристической отрасли края, да и в целом его экономики и миграционных процессов. Национального оператора защитить сейчас некому», – подытожили это обсуждение инициаторы законопроекта.
В итоге депутатам ничего не осталось, кроме разрабатывания паллиативных мер контроля въездного туризма и стратегии развития отрасли в целом. На упомянутом заседании комитета Законодательного собрания по региональной политике и законности был поддержан проект положения по аккредитации при администрации Приморского края гидов-переводчиков, экскурсоводов и региональных туристических фирм. Получение статуса официального туристического агента администрации Приморского края даст фирме преимущества при участии в краевых и региональных программах, предоставит возможность получения льгот, реализации преимущественных прав в тендерах и конкурсах. Кроме того, депутаты Законодательного собрания приняли решение в течение месяца рассмотреть проект целевой программы по поддержке развития туризма в Приморском крае, подготовленный Тихоокеанским центром стратегических разработок.
Сегодня Приморье занимает четвертое место в России по предоставлению туристических услуг – лидируют в списке Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Приморье тоже располагает достаточным потенциалом для развития туристической отрасли. Прежде всего это его уникальное географическое положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе – край можно смело назвать крупным международным перекрестком. Огромное значение для развития туризма имеют и неповторимые природные ландшафты района, и редкое сочетание различных культур и традиций. Это, наконец, использование целебных свойств минеральных или термальных источников. Подсчитано, что в течение года система санаторно-оздоровительных учреждений может пропустить не менее 2 миллионов человек. По климатическим условиям, познавательному потенциалу и общему показателю туристско-экскурсионных ресурсов Приморье находится на одном уровне с Краснодарским краем, а по пейзажному разнообразию даже превосходит его. В Приморье насчитывается 295 памятников природы, шесть заповедников, с
емь заказников, 22 спортивно-охотничьих хозяйства. В настоящее время решен вопрос об организации трех национальных и одного природного парка. Туризм вполне мог бы стать одной из отраслей, приносящих экономике края огромные доходы. Но пока они достаются китайцам и москвичам.
Поэтому краевые законодатели намерены добиваться создания условий, которые позволят местным турагентствам сделать в своем развитии шаг вперед. Депутаты высказали мнение, что ни промышленность, ни сельское хозяйство не улучшат состояние экономики края, не прекратят отток населения из Приморья. Новое лицо края, перспективы его развития должны быть связаны с туристической отраслью. Более того, туризм будет не столько требовать инвестиций, сколько способствовать их привлечению в край. Но развитие туристического бизнеса должно регулироваться законодательно. Нужно создать такие условия, которые позволят развиваться нашим местным туроператорам. При таких условиях приезжать в Приморье станет удобно, нанимать наших гидов будет выгоднее. А в целом выгодно будет жить по закону. Кроме работы по созданию благоприятного имиджа Приморскому краю нужно четко определить административные репрессии по отношению к нелегальным турфирмам, деятельность их нужно жестко пресекать. Решением комитета стало постановление о создании комиссии, которая в течение месяца сформирует пункты программы по развитию туризма в крае.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»