Неспокойный полуостров

Прошедшие выборы президента России продолжают на все лады комментировать как отечественные, так и зарубежные аналитики. Между тем в некоторой информационной тени осталось громкое событие, связанное с президентом другой страны. Если отечественный Владимир Путин триумфально переизбрался, то президент Южной Кореи - страны, близкой приморцам не только географически - попал под импичмент. Так к северокорейскому «ядерному» скандалу добавился и южнокорейский – чисто политический.

19 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1526 от 19 март 2004

Прошедшие выборы президента России продолжают на все лады комментировать как отечественные, так и зарубежные аналитики. Между тем в некоторой информационной тени осталось громкое событие, связанное с президентом другой страны. Если отечественный Владимир Путин триумфально переизбрался, то президент Южной Кореи - страны, близкой приморцам не только географически - попал под импичмент. Так к северокорейскому «ядерному» скандалу добавился и южнокорейский – чисто политический.

ОППОЗИЦИЯ УТРЕННЕЙ СВЕЖЕСТИ

Президента Ро (в другом русском написании – Но) Му Хена, выдвиженца «Демократической партии нового тысячелетия», избрали в декабре 2002 года. Своего соперника, лидера «Партии великой страны» Ли Хве Чхана, он обошел всего на полтора процента голосов, но в отличие от респектабельного Ли считается фигурой очень неординарной. Родившийся в нищей семье и закончивший корейскую «фазанку», он сумел без наличия университетского диплома сдать гос-экзамен на должность адвоката – прецедент очень нечастый. Попав в политику, Ро стал левым оппозиционером и даже призывал к выводу американских войск из Кореи. Однако позже, уже на посту президента, Ро Му Хен проводил лояльную по отношению к «мировому сообществу» политику и справедливо считается одним из проамериканских лидеров.

Импичмент президента Ро стал завершающим звеном в цепи скандалов, в ходе которых оппозиция обвиняла президента и его ближайшее окружение в коррупции. Поводом стала незаконная, по мнению противников президента, поддержка кандидатов от проправительственной «Ури парти» («Наша партия») на предстоящих в середине апреля парламентских выборах. В начале марта президент публично сказал, что намерен сделать «все разрешенное законом» для обеспечения победы именно этой партии. И хотя корейские политологи считают, что в данном случае говорить о нарушении закона сложно, Национальная ассамблея сочла слова Ро Му Хена достаточным поводом для инициирования процедуры импичмента (сразу вспоминается откровенная поддержка Владимиром Путиным единороссов накануне декабрьских выборов: наша оппозиция на подобный смелый шаг оказалась неспособна!).

В последнее время редкий руководитель Южной Кореи покидал свой пост без скандала. Обвиняли и предшественника нынешнего президента Ким Тэ Чжуна, и других экс-президентов.

ДЕМОКРАТИЯ ПО-АЗИАТСКИ

Национальная ассамблея Республики Корея начала импичмент 12 марта, и с этого же дня полномочия Ро оказались приостановленными, а и. о. президента стал премьер-министр Ко Гун. Не обошлось без непарламентских коллизий: в Национальной ассамблее произошла «краткая, но ожесточенная» схватка южнокорейских шандыбиных и малышкиных, после которой все же удалось провести голосование. Из 273 законодателей за импичмент высказались 193.

Согласно официальным заявлениям МИДа Республики Корея в Сеуле все спокойно, политический процесс не выходит за правовые рамки. В то же время никакая демократия не охладит горячую азиатскую кровь: вот уже неделю на улицах Сеула проходят демонстрации протеста против импичмента. Так, в минувшую субботу на улицу с горящими свечами в руках вышли 12 тысяч человек, была отмечена даже попытка самосожжения одного из сторонников президента.

Но показательно другое: политический кризис в Сеуле, похоже, не приведет к росту напряженности в отношениях Кореи с другими странами. Глава южнокорейского правительства Ко Гун уже публично дал заверения, что сделает все возможное для поддержания стабильности в стране, и призвал население сохранять спокойствие. По словам премьера, он не намерен менять внешнюю политику. Это прежде всего союз с Америкой, действующий курс в отношении Северной Кореи. Республика, по словам премьера, направит три тысячи солдат в состав коалиционных войск в Ираке. В генконсульстве Южной Кореи во Владивостоке нас также заверили, что ни внутренняя, ни внешняя политика страны не претерпят изменений, кабинет будет работать в нормальном режиме. Остаются в силе все обязательства, данные президентом Ро, и это действительно достойно уважения. Похоже, высоколобым европейцам придется забыть про оттенок пренебрежения, с которым они подчас произносят слова «азиатская демократия». Нынешнее руководство Республики Корея уже провело телефонные переговоры с МИДами США, Китая, России, Японии, и все перечисленные страны с пониманием отнеслись к ситуации в Сеуле.

Сам Ро Му Хен принес согражданам извинения за политический кризис. Выразив сожаление вокруг происходящего, президент призвал оба политических лагеря «урегулировать кризис при помощи диалога».

А МЫ ЕГО ЖДАЛИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ...

Конституционный суд РК должен принять решение в течение полугода с момента начала импичмента. Это значит, что вплоть до середины сентября Ро Му Хен может находиться, что называется, в подвешенном состоянии. Он еще не перестал быть президентом, но фактически отлучен от власти. До решения суда он сохраняет президентский титул, офис, резиденцию и охрану, но уже не вправе принимать решения.

Тем временем южнокорейскую армию, насчитывающую 650 тыс. бойцов, привели в состояние повышенной готовности. Власти не намерены отменять назначенные на 22–28 марта совместные американо-южнокорейские учения. В Сеуле их считают регулярным мероприятием по повышению боеспособности войск, в Пхеньяне же называют очередной провокацией…

В мае-июне 2004 года Ро Му Хен планировал побывать в России, в том числе и во Владивостоке. Теперь подготовка поездки приостановлена. Об этом официальные лица РК уже сообщили по телефону министру иностранных дел России Сергею Лаврову, добавив, что подготовка продолжится, «как только политическая ситуация нормализуется».

Если...

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"