Мутные «реки» городской коммуналки
Когда говорят о причинах водного кризиса во Владивостоке, обычно делают акцент на природный фактор. Дескать, отсутствие больших дождей летом-осенью прошлого года не позволило накануне зимы наполнить водохранилища, снабжающие влагой краевой центр.
Когда говорят о причинах водного кризиса во Владивостоке, обычно делают акцент на природный фактор. Дескать, отсутствие больших дождей летом-осенью прошлого года не позволило накануне зимы наполнить водохранилища, снабжающие влагой краевой центр.
Действительно, по оценкам специалистов, уровень воды на главном запаснике влаги - Артемовском гидроузле - сейчас самый низкий за время его существования с 1978 года. Но это - далеко не единственная причина чрезвычайной ситуации. Складывается впечатление, что городским чиновникам выгодно «перевести стрелки» на природу, дабы не нести ответственность за собственную нерасторопность и бесхозяйственность.
«Убедительным» речам местного руководства перестаешь верить, когда то тут, то там встречаешь во Владивостоке искусственные «речки» и «водопады», источник которых - городской водопровод. В некоторых местах бесхозная вода утекает в землю годами, привнося в окружающий ландшафт свой отпечаток - болото летом и причудливые ледяные наслоения зимой. В порывах не только холодная, но и горячая вода, и это несмотря на официальный запрет горячего снабжения в краевой столице. По оценкам специалистов, утечки в коммунальных сетях города каждый день доходят до 30 процентов от общего поступления, а это около 70 тысяч «кубов». Это примерный объем четырех гигантских аквариумов размером с владивостокский «Серый дом». Подчеркнем, ежесуточно!
Проанализировав имеющиеся цифры и произведя простые арифметические подсчеты, можно увидеть, что если ликвидировать эти утечки, то даже при опустошенных водохранилищах горожане могли бы бесперебойно получать воду хотя бы три дня в неделю. Но одним из главных условий этого является незамедлительная активизация работы по выявлению и устранению утечек в коммунальных сетях. По сводкам городской диспетчерской ЖКХ, специалистами горводоканала якобы ликвидируется каждый день до двухсот порывов. Но тогда позвольте узнать, где же означенные выше кубометры потерь?
Впрочем, по неофициальным данным, цифра утечек больше примерно на 10-15 процентов. Об этом красноречиво говорят итоги работы «горячей линии», организованной краевым депутатом Владимиром Николаевым. Звонят на нее из всех районов Владивостока и пригорода с одной просьбой: перекройте напрасно льющуюся воду. Ведь она течет по улицам, размывая дороги, течет в подвалах, разрушая фундаменты зданий.
Настораживает то, что в администрации отсутствует система учета воды, без которой невозможно оперативно найти места крупных порывов на водоводах, не говоря уже о мелких, более многочисленных авариях. А горожане, оплачивая счета за коммунальные услуги, в свою очередь, не могут понять, на что тратятся их деньги. Воды в кранах нет, потери в сетях, аварии не ликвидируются, а наличие горячей воды в отдельных домах «автоматом» переводит их жильцов в разряд элиты. Получается, что люди платят не только за то, что появляется в их кранах лишь на несколько часов, но и за ту воду, что безвозвратно утекает в землю. Разве справедливо, что масштабные водопотери, возникшие по нерасторопности коммунальщиков, должен оплачивать рядовой потребитель?
Единственный путь решения этой проблемы для каждого жителя города - установка специальных приборов учета воды. Чтобы доказать властям, что жители переплачивают огромные суммы, Владимир Николаев, входящий в рабочую группу по вопросам ЖКХ приморского парламента, предложил провести эксперимент и установить в домах водомерные счетчики. А по истечении некоторого времени сопоставить данные за фактически потребленную воду с тем, что написано в квитанциях.
С таким предложением парламентарий обратился к жителям города. На прошлой неделе в управление ЖКХ Владивостока подали заявление на разрешение установки водомерных приборов сразу несколько пенсионеров. В эту среду они его получили. Но радоваться все равно нечему. Установить счетчики большинству горожан просто не по карману, так как фирмы, рекомендованные чиновниками, за работу запрашивают «неподъемную» сумму - около четырех тысяч рублей. Даже в богатой Москве подобная услуга обходится дешевле. Если учесть, что уровень жизни в столице значительно выше, нежели в Приморском крае, то выходит, что дальневосточники вынуждены переплачивать вдвойне.
В позапрошлом году был принят краевой закон о гарантиях потребителей в сфере ЖКХ, который предусматривает компенсацию за установку водосчетчиков за счет средств владельца жилого фонда, т.е. городской администрации. Она же, в свою очередь, ссылается на нехватку финансов. При том, что хотя большинство жителей исправно платят за коммунальные услуги, подчиненный «Серому дому» горводоканал должен ВКХ «Юг Приморья» за потребленную воду свыше 300 миллионов рублей! Где эти деньги?
Выход из непростой ситуации, судя по всему, только один - самостоятельно установить счетчики воды, а потом через суд добиваться выплаты компенсаций. Суд однозначно вынесет решение в вашу пользу, тем более что есть уже десятки подобных примеров. Может быть, тогда муниципальные чиновники активизируют работу по устранению утечек и ликвидации порывов на коммуникациях. Ведь люди станут платить только за фактически оказанные услуги, а не за четыре «серых дома», наполненных потерянной водой.
Автор: Михаил СЕМЕНОВ, специально для «В»