Ядерный сюрприз

Авторитетное японское информагентство «Киодо Цусин» на днях распространило сообщение, напрямую касающееся Приморья. Высокопоставленный сотрудник Минатома РФ сообщил московскому представителю агентства о том, что Россия в ближайшее время планирует строительство в двух местах, в том числе и в Большом Камне, крупных сооружений по хранению и переработке отработки ядерного топлива атомных электростанций. Предполагается, что в первую очередь речь идет о ТВЭЛах - тепловыделяющих элементах.

17 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1524 от 17 март 2004

Авторитетное японское информагентство «Киодо Цусин» на днях распространило сообщение, напрямую касающееся Приморья. Высокопоставленный сотрудник Минатома РФ сообщил московскому представителю агентства о том, что Россия в ближайшее время планирует строительство в двух местах, в том числе и в Большом Камне, крупных сооружений по хранению и переработке отработки ядерного топлива атомных электростанций. Предполагается, что в первую очередь речь идет о ТВЭЛах - тепловыделяющих элементах.

…ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИЧЕГО

По японским данным, международное «ядерное» сотрудничество будет развиваться в двух направлениях – европейском и азиатском. Для первого планируется оборудовать порт Усть-Луга в Ленинградской области, для второго – приморский Большой Камень. Говорят, что Александр Румянцев, глава бывшего Минатома, теперь влившегося в Минпромсвязи, уже сообщил соответствующим местным администрациям о планах на строительство в письменном виде.

На момент подготовки этого номера «В» нам не удалось получить официальных комментариев от представителей власти. В краевой администрации сослались на то, что о новых планах Минатома пока ничего неизвестно, да и закрытое административно-территориальное образование Большой Камень подчиняется напрямую федеральному центру.

Представители бывшего Минатома также молчат. Во всяком случае, сотрудники пресс-центра реорганизуемого ныне министерства заявили в беседе с корреспондентом «В», что ничего о подобном документе не слышали.

Такая позиция вполне объяснима, если принять во внимание протесты, которые неизбежно поднимают всевозможные организации «зеленой» и прочих расцветок при обсуждении всякого рода атомных планов. К тому же вокруг ЗАТО Большой Камень уже имеется ореол некоторой скандальности – достаточно напомнить, что весной прошлого года приморские органы госбезопасности задержали в поселке Дунай «заблудившуюся» группу французских журналистов, снимавшую, в том числе, сюжет об экологии Большого Камня. В начале апреля 2003 года по заданию Сергея Юшенкова его помощник пытался встретиться с директором большекаменского завода «Звезда», чтобы выяснить подробности атомных проектов. Встреча не удалась, а Юшенкова убили буквально несколькими днями позже. 

Вместе с тем особенной сенсации в сообщении «Киодо Цусин» нет - ЗАТО Большой Камень потому и остается «закрытым», что входит в семейство атомных городов России. Не далее чем 11 апреля 2003 года на заводе «Звезда» состоялось открытие берегового комплекса выгрузки (БКВ) отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов подводных лодок. Вместе с построенным раньше комплексом по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» на «Звезде» сформировался полный и максимально безопасный цикл утилизации атомных субмарин в сжатые сроки.

Мероприятия же, направленные на ввоз и переработку ОЯТ, Россия начала еще в 2001 году, когда через Госдуму со скрипом и многочисленными протестами двигался федеральный закон, легализующий этот вид деятельности.

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА

14 октября 2003 года («В» в те дни об этом подробно рассказывал) тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов распоряжением правительства утвердил перечень морских портов РФ, в которые разрешается заход  судов, транспортирующих «ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие». В списке тринадцати – приморские Владивостокский морской торговый порт и Большой Камень, а также две других точки на карте Дальнего Востока – морские торговые порты Певек и Провидение. Правда, статуса порта у Большого Камня нет, но это, видимо, было сочтено формальностью.

Говоря о планах Минатома и приоритетных задачах на 2004 год, Александр Румянцев упоминал и «выполнение работ по созданию сухих хранилищ для долговременного хранения облученного ядерного топлива». Что касается переработки и утилизации импортного отработанного ядерного топлива с АЭС, то тут Румянцев проявил известный прагматизм: в начале января министр заявил, что в ближайший год Россия не сможет заключить новых контрактов на ввоз ОЯТ для хранения и переработки. По его словам (цитируем ИТАР-ТАСС), Россию «просто не пускают на этот очень доходный рынок», который уже поделен между другими странами – прежде всего США и Францией. Кстати, если вернуться к соседней Японии, где АЭС занимают большой сегмент на рынке производителей электроэнергии, то Страна восходящего солнца также принципиально перерабатывает ядерное топливо у себя.

Ну, а если информация «Киодо Цусин» все-таки подтвердится, то, возможно, речь идет о попытках нашего государства вклиниться на этот рынок.

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»