Александр Глезер: В 70 чувствую себя вполне счастливым

Александр Глезер – поэт, публицист, коллекционер неофициального русского искусства, директор музея современного русского искусства в г. Нью-Джерси. Он был одним из организаторов нашумевшей «бульдозерной» выставки (сентябрь 1974 г.) в Москве, после которой был вынужден эмигрировать из СССР. В 1976 г. основал издательство «Третья волна» и одноименный альманах «Литература и искусство». Вот уже 20 лет издает журнал литературы, искусства и общественно-политической мысли «Стрелец». В России с 1990 г. издает независимый еженедельник «Русский курьер», а также книги прозы, поэзии, мемуары, монографии по искусству.

12 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1522 от 12 март 2004

Александр Глезер – поэт, публицист, коллекционер неофициального русского искусства, директор музея современного русского искусства в г. Нью-Джерси. Он был  одним из организаторов нашумевшей «бульдозерной» выставки (сентябрь 1974 г.) в Москве, после которой был вынужден эмигрировать из СССР. В 1976 г. основал издательство «Третья волна» и одноименный альманах «Литература и искусство». Вот уже 20 лет издает журнал литературы, искусства и общественно-политической мысли «Стрелец». В России с 1990 г. издает независимый еженедельник «Русский курьер», а также книги прозы, поэзии, мемуары, монографии по искусству.

- Позавчера вам исполнилось семьдесят. Что для вас эта дата - время подводить итоги?..

- Мне цыганка нагадала еще 20 лет жизни.

- Вы верите в предсказания?

- Еще 20 лет назад не верил, пока в 1983 году в  Париже на Монпарнасе ко мне ночью не пристала цыганка. Это она рассказала, что я вернусь на родину, что последняя моя жена будет русской и что меня ждут впереди два трудных года - 1995 и 2003-й.

Представьте, все сбылось! Тогда я помыслить не мог, что коммунистическая власть падет и я смогу вернуться в Россию.

Так что итоги подводить рано, но кой-какие мысли о прожитом уже созрели...

- К вашему 60-летию в издательстве «Московский рабочий» вышла книга «История счастливого человека». Сейчас, десять лет спустя, вы себя по-прежнему чувствуете таковым?

- Д’Артаньян не перестал быть Д’Артаньяном, несмотря на прожитые годы. Вот и я остаюсь самим собой. Больше того, ощущаю себя еще более счастливым. Почему?

Во-первых, мне удалось пережить два предсказанных тяжелых года. И даже после инфаркта я по-прежнему пью любимый кофе «Эспрессо», курю любимые сигареты «Danhill», умею любить женщин, танцую и слушаю Высоцкого, Галича и Окуджаву, блатные и цыганские песни.

Во-вторых, и это еще важнее - мне удалось продолжить деятельность, связанную с популяризацией на Западе современного русского искусства. За прошедшие 10 лет организовано более 120 выставок только в стенах Музея современного русского искусства в Джерси-Сити. Плюс  более 30 выставок в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, Вермонта, Парижа, в музеях Петербурга, Одессы, Харькова, Запорожья, Симферополя. И, конечно, в Москве — в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Литературном музее, в государственных галереях «Беляево», «Тушино», «А-3».

Кстати, во многих из них принимали участие и владивостокские художники: Александр Пырков, Виктор Федоров, Евгений Макеев, Владимир Ганин, Николай Андрейчиков, Валерий Ненаживин, Кирилл Шебеко, Иван Рыбачук, Анатолий Заугольнов, Фернан, Ильяс и Лиля Зинатулины. Недавно к нам присоединился еще один художник из Приморья - Дмитрий Ляшенко.

Многие из этих же художников примут участие в III биеннале современной русской графики и скульптуры в галерее «Беляево», которая пройдет в марте-апреле этого года в Москве. В мае биеннале  переедет в Париж.

Хочу  добавить, что я счастлив еще и потому, что все это время, 10 лет, продолжали выходить книги в моем издательстве «Третья волна» и публиковался журнал «Стрелец».

- Понятно, что подобная деятельность особых доходов не приносит, хотя затрат требует колоссальных. Кто помогает?

- Признаюсь честно, банков не грабил, от ЦРУ сумм не получал, богатыми родственниками судьба не наделила. А  спонсоры были, в том числе и во Владивостоке: в свое время - краевая администрация, компания «Домодедовские авиалинии», супруги Ольга и Алексей Сорокины, а также один благородный меценат, пожелавший остаться неизвестным.

В Москве - авиакомпания «Аэрофлот», в Нижнем Новгороде - мой друг Юрий Титов. Список можно продолжать и продолжать. Это люди, для которых культура – не пустой звук. Я им очень благодарен за поддержку.

- Если уж вопрос зашел о культуре. Как, по-вашему, не обнищала Россия талантами за последнее время?

- Отнюдь. Только у нас в Музее современного русского искусства в Джерси-Сити представлено более 150 молодых художников. Их число с каждым годом растет. Причем мы работаем с художниками со всей России (от Владивостока до Калининграда), Украины, Молдавии, а также с нашими бывшими соотечественниками, живущими сейчас в США, Канаде, Франции, Израиле.

- Известно, что работы бывших неофициальных художников времен социализма - Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Целкова, Анатолия Зверева, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Бориса Свешникова - до сих пор активно приобретаются по обе стороны Атлантики. А что происходит с молодыми, востребованы ли они?

- Хочу заметить, из всех художников, представленных в нашем музее, лишь единицы сегодня могут пожаловаться на свою неуспешность. Очень много произведений молодых попали в коллекции Нью-Йорка, Парижа, Лондона.

Особенно востребованы Мария Владимирова и Борис Иванов из Москвы, Вячеслав Головченко и Виктор Грязнов из Нижнего Новгорода, Евгений Макеев и Владимир Ганин из Владивостока.

Могу сказать, что знаменитый коллекционер неофициального русского искусства профессор Нортон Додж (в его собрании более 12 тыс. работ), всю жизнь собиравший лишь произведения, созданные  до 1985 года, не удержался и приобрел не так давно работы Евгения Макеева, Марии Владимировой, Валерии Нарбиковой, Людмилы Перец, Ольги Назаркиной, которые были сделаны гораздо позже.

Кроме того, через наш музей нашли дорогу на нью-йоркский арт-рынок несколько молодых художников - их выставляют галереи «Интерарт» и «Грант».

Но, может быть, стоит отвлечься от серьезной темы… Хотите анекдот?

- Почему бы и нет...

- Рабинович нашел на улице деньги, поднял, пересчитал, вздохнул и сказал: «Не хватает...».

- Анекдоты - это хорошо. А стихи вы по-прежнему пишете?

- Пока они еще приходят ко мне. Вот недавнее:

«Старая любовь не ржавеет,
А порой она даже греет,
Яркой свечкой пылая во мгле...».

Что касается прозы, я почти закончил книгу «Три этапа русского авангарда». Летом, я работаю в это время в Доме творчества писателей в Коктебеле, планирую поставить точку в рукописи «Современное русское искусство». Я посвятил ее  творчеству молодых художников, связанных с нашим музеем. Параллельно работаю над книгой мемуаров «Человек с двойным дном на Западе». Некоторые из рассказов, вошедших в эту книгу, уже опубликованы в Нью-Йорке, некоторые - прозвучали во время моих выступлений, со сцены.

- В общем, итоги подводить рано, жизнь продолжается?

- Не только продолжается. Сейчас, например, идут переговоры об открытии Музея современного русского искусства с галереей в Москве и в Берлине. А вы говорите итоги…

- И как вы все успеваете: Москва, Нью-Йорк, Берлин, Париж?

- С Божьей помощью. И с помощью моих верных соратников, единомышленников, друзей.

Автор: Беседовал Юрий ВОЛКОГОНОВ, специально для «В» (Нью-Йорк - Владивосток)