Чертова дюжина попала в «десятку»

За последние годы так сложилось, что Ефим Звеняцкий ставит один спектакль в сезоне, но какой! Как правило, его постановки надолго остаются в репертуаре, определяют творческое лицо театра, это мощные, чаще всего с большими массовками представления: «Борис Годунов», «Иванов», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев». И актеры, занятые в этих спектаклях, обычно радуют сильной игрой, серьезным подходом к более чем серьезному материалу.

10 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1520 от 10 март 2004

За последние годы так сложилось, что Ефим Звеняцкий ставит один спектакль в сезоне, но какой! Как правило, его постановки надолго остаются в репертуаре, определяют творческое лицо театра, это мощные, чаще всего с большими массовками представления: «Борис Годунов», «Иванов», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев». И актеры, занятые в этих спектаклях, обычно радуют сильной игрой, серьезным подходом к более чем серьезному материалу.

И вдруг в репертуаре академического театра им. Горького пьеса современного английского драматурга Рэй Куни «№ 13». Я даже затрудняюсь сказать, о чем она. Это просто достаточно смешная комедия положений. Не случайно ее второе название «Безумная ночь». Да, именно безумная ночь в 13-м номере пятизвездочного отеля, в котором остановился видный английский политик, чтобы провести эту ночь с любовницей. Ну а дальше происходит нечто невообразимое. В шикарном номере обнаруживается труп, от которого необходимо как можно скорее избавиться, но по стечению обстоятельств его вынуждены то прятать в шкафу, то выдавать его за уснувшего посетителя.  Надо ли говорить, что этот  шкаф станет убежищем практически всех героев по очереди, что их ждут бесчисленные недоразумения, неожиданные превращения, что одна дурацкая ложь будет наворачиваться на другую, и не будет конца всей этой кутерьме...… Да, повторяю, смешная комедия положений, не более того. И именно ее-то и ставит Ефим Звеняцкий, занимая в ней цвет актерского состава театра. И именно этой веселой, ни к чему не обязывающей, не вызывающей никаких серьезных мыслей истории радостно и азартно аплодировали премьерные зрители.

Наверное, Гоголь был прав, утверждая, что театр – это кафедра, с которой можно много добра сказать миру. Но все-таки театр – это и просто место отдыха, полного отключения от всех проблем и сложностей жизни. Именно такой остроумный праздник отдохновения подарил театр.

При этом спектакль проработан и выстроен очень тщательно. Прекрасно оформлен художником Владимиром  Колтуновым. Охотно верится, что герои пребывают в респектабельном отеле, их окружает изысканный и строгий декор, они дорого одеты. В то же время сценография создает простор для самых изобретательных мизансцен, которыми изобилует спектакль. Постановочный коллектив подошел к «№ 13» не как к легкому пустячку, а как к большой и сложной работе. Видит бог, как выкладываются все без исключения актеры, чего им стоит кажущаяся зрителям искрометной легкость. И в то же время при всей серьезности в подходе к несерьезному материалу, думается, что и режиссеру, и актерам было в удовольствие подурачиться, поработать в столь любимом зрителями жанре. Убеждена, что в дальнейшем появятся у актеров импровизационные моменты, что публика поможет убрать длинноты и, наоборот, зафиксировать что-нибудь особо смешное.

А уж персонажи в «№ 13» один смешнее другого. И актеры проявили себя как-то по-новому, открыв в самих себе неожиданные творческие грани и засверкав этими гранями во всем своем блеске.

В центре комедии двое мужчин средних лет. Ричард Уилли – политик, избалованный жизнью, женским вниманием, легко и даже с определенным изяществом преодолевающий любые трудности, с вечной улыбкой, говорящей «все о’кей», вдруг раздражающийся от непонимания, но умеющий немедленно погасить раздражение и вновь осчастливить окружающих своей «окейной» улыбкой – именно таким играет его Александр Славский.

Его помощник Джордж в исполнении Владимира  Сергиякова - обстоятелен, спокоен, бесконечно предан своей маме, которую до сих пор слушается как мальчик. И кажется, изумленный зритель слышит, как медленно, словно тяжелые мельничные жернова, рождаются и шевелятся в его голове мысли. Жизнь должна течь по раз и навсегда заведенному образцу, и все, что выбивается из этого образца, ставит Джорджа в тупик.

Вообще с работой мысли у многих героев, как принято сейчас выражаться, явная напряженка. Зациклен на респектабельности своей гостиницы не видящий ничего дальше собственного носа добропорядочный управляющий – Александр  Запорожец. На полном серьезе существует официант Евгения Вейгеля: истинный вымогатель, красиво, изобретательно и с достоинством выполняющий свои лакейские обязанности. А рядом не в меру энергичный и деятельный Ронни – Сергей Миллер, все мозги которого, кажется, ушли в его тренированные футболом ноги, в бесконечную и бессмысленную суету. Или «труп», сыгранный Сергеем Меньшовым, чья пластика сродни профессиональному акробату.

В этом спектакле актеры радуют тем, что независимо от возраста отлично держат форму. Ведь комедия, не случайно названная «Безумной ночью», требует безумного же ритма, и физические нагрузки исполнителей сродни самой тяжкой работе.

У дам тоже задача не из легких... Как смешна и в то же время прелестна Джейн Ларисы Белобровой, с нелепой прической, близорукая, с отвагой и отчаянием Жанны Д’Арк решившаяся на измену своему Ронни. Актриса так пластична, подвижна, так уморительна и очаровательна, что принимаешь все ее выходки. А последний стремительный танец Джейн и всех ее партнеров может украсить любой концерт. Ослепительно хороша и в то же время абсолютно глупа и сексуально озабочена Памела Светланы Салахутдиновой. Вообще две главные героини спектакля – его явное украшение.

Значительно скромнее роли у двух других исполнительниц. Надежда Айзенберг играет эпизодическую роль горничной-японки, в уста которой автор вложил лишь несколько реплик. Но до колик смешна ее замечательная фраза «постирать постель», пока сообразишь вместе с героями, что «р» у японки – это наше «л». Или совершенно неожиданна медсестра Глэдис Ольги Налитовой. Скромняга и пуританка вдруг превращается чуть ли не в кокетливую стриптизершу.

При всей фривольности многих ситуаций спектакль отличают интеллигентность и хороший вкус.

И перефразируя чеховскую героиню Нину Заречную, хочется сказать: «Если вам понадобится отдохнуть и расслабиться, придите и посмотрите «№ 13»!

Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»