Константин Пуликовский: Нас ждет интересная работа!

Похоже, полномочные представители президента и в следующие четыре года не останутся без работы. Именно им Владимир Путин поручил контролировать исполнение реформы местного самоуправления – одного из ключевых вопросов сегодняшнего дня.

10 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1520 от 10 март 2004

Похоже, полномочные представители президента и в следующие четыре года не останутся без работы. Именно им Владимир Путин поручил контролировать исполнение реформы местного самоуправления – одного из ключевых вопросов сегодняшнего дня.

- Полпреды за 4 года, я думаю, уже приобрели опыт координации действий федеральных, региональных  органов власти, а также органов местного самоуправления, - считает Константин Пуликовский. - Приходилось садить за “круглый стол” представителей разных структур и вырабатывать верное решение вместе. Вспоминается, как мы боролись с топливно-энергетическим кризисом в Приморье и на Камчатке, как заставляли многих чиновников соблюдать закон и Конституцию, как вели огромную работу по разграничению полномочий между федеральным центром и регионами. 

За последние годы укреплена государственность, федеральная власть приближена к регионам. Мы начали формировать цивилизованный рынок труда, установили систематический диалог между государством, профсоюзами и работодателями. Впереди нас ждет большая работа - проведение реформы местного самоуправления, которая, несомненно, способна улучшить социально-экономическое положение в стране.

- То есть вы положительно относитесь к этой реформе?

- Говорить о каком-то отношении к реформе было бы, наверное, уже поздно - закон о местном самоуправлении принят во всех инстанциях, наша задача – выполнять его. В короткие сроки законодательным органам власти предстоит принять немало региональных законов, в том числе по таким значимым вопросам, как образование, здравоохранение, земельные отношения. Здесь важно не повторить ошибок федерального законодателя и брать на себя только выполнимые обязательства.

Муниципальные образования должны иметь ликвидную собственность, чтобы с нее можно было получать доход. Муниципальное образование должно быть самодостаточным и за счет своих доходов реализовывать всевозможные социальные программы, а  не ждать подачки сверху.

Мы должны  исключить дублирование функций чиновников, сократить излишние контролирующие функции госаппарата. Пришло время провести тщательный анализ органов управления в территориях на предмет их эффективности и соответствия – как основным функциям государства, так и конкретным запросам людей.

- Константин Борисович, одной из ваших обязанностей было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Справились?

- В Дальневосточном федеральном округе действует свыше 2 тысяч законов и более 23 тысяч нормативно-правовых актов органов власти субъектов федерации. За три года выявлено 1590 нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, и приведено в соответствие им 1444 региональных закона.

- Вы выразили надежду на то, что с реформой местного самоуправления наша жизнь изменится к лучшему. На чем основывается такой оптимизм?

- Это реальный взгляд на жизнь. Да, многим россиянам живется сегодня тяжело. Мало безбедных дальневосточников. Но жизнь меняется постепенно и благодаря реформам, и благодаря возрождению экономики. Долгие годы в XX веке у федерального центра не доходили руки до Дальнего Востока, но теперь его время пришло - начали поступать иностранные инвестиции, появились новые экономические проекты. Многие из нас просто еще не ощутили на своем кошельке всех изменений в социально-экономическом положении востока России. Это будет не сразу. Через год-два.

Только в 2003 году введены такие объекты инфраструктуры, как Нежданинский горно-обогатительный комбинат в Якутии, два агрегата Бурейской ГРЭС в Амурской области, Северо-Муйский тоннель на БАМе. Продолжается строительство газопроводов в Хабаровском крае и на Камчатке, развиваются проекты по освоению шельфа Сахалина. В 2002 году завершилась электрификация Транссибирской магистрали. Открыт сквозной проезд по федеральной трассе Чита - Хабаровск.

В Приморье открыты Некрасовская развязка в краевом центре, автодорога на Хасан. Ряд автомобильных развязок построен в Хабаровске. Начались изыскательные работы на Транскорейской магистрали, которая готовится к соединению с Транссибом, началось переоборудование Сахалинской железной дороги на новую широкую колею. Если есть дорога, то есть жизнь. Смотрите, как вдоль дорог уже появляются магазинчики, гостиницы, даже начали перестраиваться подкошенные избы. В Хабаровском, Приморском краях, Сахалинской области вводятся новые объекты инфраструктуры, в прошлом году построен новый современный таможенный терминал в Уссурийске.

Производство валового регионального продукта в Дальневосточном федеральном округе в 2003 году возросло по сравнению с 2002 годом на 6,9 проц.  Основная доля приходится на республику Саха (Якутия), Хабаровский край, Приморский край и Сахалинскую область.

- А что можно сказать о зарплатах, пенсиях, пособиях?

- Мы жестко спрашивали с тех руководителей, которые вовремя не выплачивали заработную плату. В итоге сегодня задержек нет. В 2003 году по сравнению с 2002 годом более чем на 20 проц. выросли доходы жителей республики Саха (Якутия), Приморского края, Амурской области. Президент регулярно  выделяет средства из своего резервного фонда детским и медицинским учреждениям Дальнего Востока.

Сегодня общая ситуация в Дальневосточном федеральном округе стабильна, и, думаю, в дальнейшем мы будем наблюдать экономический рост, спокойную политическую и социальную атмосферу. Новое дыхание получит в 2004 году федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока в связи с предполагаемым открытием дирекции программы в Хабаровске. Будут по-прежнему развиваться приграничные торгово-экономические отношения со странами АТР.

- В ходе недавней поездки в Хабаровск Владимир Путин обратил особое внимание на проблемы в транспортном комплексе Дальнего Востока…

- Не подумайте, что все безоблачно и радужно. Сейчас доля транспортных издержек в валовом региональном продукте превышает 20 проц. (в целом по стране это примерно 9 проц.). Оправданные опасения вызывает состояние регионального авиапарка - существенная его часть по-прежнему эксплуатируется на продленных сроках технических заданий ресурсов. Как заявил президент Владимир Путин на совещании в Хабаровске, мы должны  создавать на востоке России транспортную сеть, создавать энергетические мощности прежде всего для развития собственной страны, а не для экспорта наших ресурсов.

По-прежнему имеет место экономическая разбалансированность на Дальнем Востоке. Мы так и не побороли демографические проблемы (1227000 человек потеряно с 1991 г.). Сохраняется отрицательное сальдо между производством и потреблением первичных топливно-энергетических ресурсов и нефтепродуктов, по-прежнему остаются высокими энерготарифы, из-за чего наша продукция зачастую неконкурентоспособна. Необходимо продолжить работу по развитию собственной налоговой, доходной базы краев и областей Дальнего Востока. В июне 2004 года мы предполагаем принять участие в ярмарке в Харбине, чтобы продемонстрировать инвестиционные возможности  востока России. Нас ждет впереди интересная работа во благо Дальнего Востока, во имя процветания России.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»