Энергетике Приморья нужны прозрачность и справедливость

На второй день работы в крае правительственной комиссии, призванной разобраться с ситуацией в топливно-энергетическом комплексе Приморского края, корреспондент “В” встретился с ее председателем, первым заместителем министра топлива и энергетики РФ Сергеем Кириенко:

6 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №152 от 6 июнь 1997

На второй день работы в крае правительственной комиссии, призванной разобраться с ситуацией в топливно-энергетическом комплексе Приморского края, корреспондент “В” встретился с ее председателем, первым заместителем министра топлива и энергетики РФ Сергеем Кириенко:

- Я сразу хочу сказать, что комиссия работает здесь не для того, чтобы найти виноватых: я не заместитель генерального прокурора, а замминистра топлива и энергетики. Поэтому моя задача: понять, что произошло и как сделать так, чтобы это больше не повторилось.

Не затрагивая тему о том, кто виноват, можно назвать несколько причин происходящего. Одной из них являлся несбалансированный тариф, который должен себя окупать. Мы не можем держать убыточный тариф, не имея источников для дотации. Конечно, я понимаю администрацию края, и совершенно справедливы ее утверждения о необходимости поддерживать региональную промышленность. Но нельзя использовать энергетику как инструмент социальных или промышленных дотаций.

Нам делегированы полномочия Федеральной энергетической комиссии, и мы можем сами утвердить тарифы, но это вопрос столь важный, что мы бы не хотели делать это работу в отрыве от комиссии региональной.

Наша идеология в части тарифной политики такова: должно уменьшаться “перекрестное субсидирование”, то есть дотация одних потребителей за счет других. Не должно быть такого бешеного разрыва тарифов для предприятий, как сегодня, - от 160 до 1700 рублей за киловатт. И не может быть дискриминации в зависимости от уровня подчиненности, когда местное предприятие платит, скажем, 200, а предприятие федеральное - 1000 рублей и только потому, что оно - предприятие Мин-

обороны. Тот, кто платит в срок и живыми деньгами, может платить меньше, чем тот, кто не в срок и бартером. Должны быть равные и всем понятные условия.

Также будет введена разница в тарифе в зависимости от времени суток. Сегодня энергии не хватает в пиковые часы нагрузки, когда люди уходят на работу и приходят с работы. Предприятия нужно стимулировать к снижению энергопотребления в эти часы, к “уходу” из них.

Поскольку в целях снижения “перекрестного субсидирования” население станет платить больше, мы будем вводить этот механизм плавно и предлагаем так называемый “лестничный тариф”. Для тех, кто потребляет мало энергии, мы постараемся сохранить тарифы на том же уровне, что и сейчас. А владелец частного коттеджа или квартиры, у которого дома сауна, “джакузи” или “запитанный” через квартиру коммерческий ларек, должен платить по себестоимости. Такая вот лестница: чем выше потребление, тем выше тариф.

Конечно, нужно будет поискать варианты поддержки жизненно важных, градообразующих предприятий - это отдельный разговор, так же как и по больницам, социальным учреждениям. Но в общем, принцип у нас один: за электроэнергию надо платить. Тот, кто не платит, будет отключен.

Второй наш шаг - изменение системы сбора платежей. Функция сбыта будет передана “Дальэнерго”, а “Дальэнерго”, в свою очередь, наймет муниципальные предприятия на обслуживание их же сетей, естественно, за соответствующую сумму.

Система платежей должна быть предельно мобильной и опять же “прозрачной”, справедливой. В каждом городе будет один банк, которому будет предоставлено право собирать платежи на так называемый “транзитный счет” и распределять деньги на счета организаций, участвующих в энергоснабжении: столько-то процентов “Приморскуголю”, столько-то муниципальным предприятиям, столько-то “Дальэнерго”. Если недополучили, то тоже все поровну. Этот фактор справедливости очень важен сегодня для снижения социальной напряженности. Сейчас среди банков проводится конкурс на право осуществлять эти платежи, причем одним из главных его условий является быстрота их прохождения.

Третье направление нашей работы состоит в том, чтобы дешевой энергии в крае производилось больше, а дорогой - меньше. Самая экономичная в крае Приморская ГРЭС, мощность которой 1 миллион мегаватт, до недавнего времени выдавала всего 250 МВт и лишь сейчас вышла за 400. Точка “безубыточности” у этой станции примерно 650 МВт, и как только мы “раскачаем” до этой точки, ее энергия станет дешевле, чем покупная со стороны. Для этого нужно убрать всевозможные накладные расходы и создать стимул к инвестициям, потому что сегодня угольщикам никто не платит, и они достают “легкий” уголь с разреза “Лучегорск-1”, не разрабатывая новый разрез “Лучегорск-2”. Если так будет продолжаться, то через полтора года Лучегорский разрез встанет. Поэтому основная выгода объединения Лучегорского разреза и Приморской ГРЭС - это сокращение расходов: цена угля сразу падает на 30 процентов, уходит НДС. Мы вынуждены начать структурные преобразования, потому что больше нельзя бросать деньги в яму без дна. Необходимо построить работу так, чтобы новый кризис не разразился через полмесяца. На реструктуризацию выделены деньги - около 100 миллиардов рублей. И кроме того, мы принципиально договорились: эффект от всех этих преобразований будет оставаться в крае. Например, средства, сэкономленные на объединении ЛуТЭКа, должны быть направлены на развитие новых разрезов, и никто не будет лишать край имеющихся у него дотаций, несмотря на то, что издержки производства энергии упадут.

Конечно, и “лестничный тариф” для населения, и объединение ЛуТЭКа не сразу дадут свои плоды, но постепенно это начнет давать эффект. Возможно, это случится через год.

- АО “Дальэнерго” сейчас имеет огромные некомпенсированные убытки, созданные низкими энерготарифами, и не менее значительные долги потребителей. Не утянет ли этот груз на дно все хорошие начинания?

- Вообще мне очень сложно говорить с Минфином по старым долгам, потому что мне показывают телеграмму Чубайса годичной давности, в которой говорится: “Срочно приведите тариф в соответствие с себестоимостью, иначе у вас возникнет социальный взрыв”. Однако моральной ответственности с себя мы не снимаем, мы тоже виноваты в этой ситуации. Но мне кажется, что из двух вопросов “что делать?” и “кто виноват?” пока нужно найти ответ только на первый.

Экономика не терпит надругательства над собой. Я бы сказал, что проблема кризиса в Приморском крае заключается в том, что сложилось противоречие между методами государственного, волюнтаристского управления и уже действующей в стране рыночной экономики.

- С кем вы уже встретились в Приморье?

- Я встречался с губернатором края и другими руководителями администрации, с представителем президента, с руководством “Приморскугля” и “Дальэнерго”, с местными банкирами. Дальше - как получится. Собираюсь в пятницу вылететь в Лучегорск, хочу попасть обязательно на ТЭЦ-2 и на Павловский разрез. Всем руководителям я очень признателен, и, может быть, это и удивительно, но у меня ни с кем не возникало никаких конфликтов. Хотя... ситуация в крае чрезвычайная, комиссия была создана по личному указанию президента, и у нее есть достаточные полномочия для того, чтобы расстаться с должностным лицом, которое препятствует экономически целесообразным действиям по выводу ТЭКа Приморья из кризиса.

Справка “В”. Кириенко Сергей Владиленович, родился в 1962 году. Окончил Академию водного транспорта в Нижнем Новгороде, работал на производстве, на комсомольской работе. Имеет высшее образование в области менеджмента. Был председателем правления нижегородского социально-коммерческого банка “Гарантия”, затем президентом нефтяной компании “НОРСИ-ойл”. В начале мая назначен первым заместителем министра топлива и энергетики.

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, “Владивосток”