Трассирующий Путин
Перерезав совместно с двумя строителями символическую ленточку на мосту через Амур, президент Владимир Путин и словом, и делом поспорил с Редьярдом Киплингом, утверждавшим, что Западу никогда не сойтись с Востоком. «Теперь запад и восток плавно соединены, и соединены надежно», - подытожил президент. Торжественное открытие трассы «Амур» - участка федеральной автодороги Москва-Владивосток на перегоне от Читы до Хабаровска – и стало поводом для поездки Владимира Путина в столицу Дальневосточного федерального округа город Хабаровск. Во всяком случае, поводом официальным…
Перерезав совместно с двумя строителями символическую ленточку на мосту через Амур, президент Владимир Путин и словом, и делом поспорил с Редьярдом Киплингом, утверждавшим, что Западу никогда не сойтись с Востоком. «Теперь запад и восток плавно соединены, и соединены надежно», - подытожил президент. Торжественное открытие трассы «Амур» - участка федеральной автодороги Москва-Владивосток на перегоне от Читы до Хабаровска – и стало поводом для поездки Владимира Путина в столицу Дальневосточного федерального округа город Хабаровск. Во всяком случае, поводом официальным…
ДРАНГ НАХ ОСТЕН
Об открытии трассы – чуть ниже. И без него полдня в Хабаровске оказались для президента весьма насыщенными и разнообразными.
Мемориал «Площадь славы» появился в Хабаровске в 1985 году. На его плитах - фамилии дальневосточников, погибших в Великую Отечественную. Напротив – памятник павшим в локальных войнах и военных конфликтах, открытый совсем недавно, в декабре. Возложив венки к памятнику, президент посетил Градо-Хабаровский собор Успения Божией Матери, построенный в 1886 году, разрушенный в 1930-м и восстановленный в 2000-2001-м. Не забыто и телесное здоровье – сам спортсмен, Владимир Путин посетил новую ледовую крытую арену на семь тысяч зрителей и пообщался с юными хоккеистами. Они подарили президенту клюшку, традиционно украшенную автографами, а тот, в свою очередь, расписался на фирменной майке клуба.
Но если вышеперечисленные мероприятия при всей своей важности носили скорее дежурный характер, то совещание с дальневосточными губернаторами по развитию транспорта и энергетики (о нем – тоже ниже) оказалось делом серьезным. Судите сами: в ходе совещания Путин выпил пять чашек зеленого чая.
ОН УВИДЕЛ, ЧТО НАПРАСНО НАЗЫВАЮТ ВОСТОК ДАЛЬНИМ
Долгострой, начатый в 60-х, реанимировали в 2001 году, когда Минтранс погасил долги строителям-дорожникам. Теперь трасса Чита - Хабаровск завершена, но в грунтовом исполнении – заасфальтировано только 550 км из 2165. Асфальт обещают только в 2008-м.
Глава государства перерезал ленточку на почти четырехкилометровом мосту через Амур, куда он добрался из Хабаровска на бронированном «мерсовском» микроавтобусе. Вернее, ленточку он резать не стал, а передал ножницы двум строителям-дорожникам, которые и совершили символический акт. На это уже отреагировало армянское радио, предположив, что президент принял ленточку за «растяжку». Есть и другая версия – возможно, Владимир Путин не захотел разрезать российский флаг (ленточку умудрились выкрасить в красно-сине-белый цвет). Теперь, как заметил Путин, «Дальний Восток стал не таким дальним».
Планов, как всегда, громадье. Открытие сквозного проезда от восточной границы Читы до левого берега Амура называют первым этапом создания к 2008 году коридора Париж – Берлин – Москва – Владивосток. Отдаленным от Парижа приморцам хочется верить хотя бы в «разморозку» строительства трассы Хабаровск - Находка. И. о. министра транспорта Сергей Франк в Хабаровске заявил также о необходимости реконструкции автодорог Владивосток - Хабаровск и Артем - Находка. «В районе Уссурийска следует сделать ветку на Находку», - уточнил он.
Местные жители, собственно говоря, по трассе Чита - Хабаровск ездят уже больше года. Так что открытие грунтовки президентом было во многом условным, как и запуск первого энергоблока Бурейской ГЭС в июле прошлого года. Сама церемония заняла всего 15 минут (с непокрытой головой, как сам Путин и многие из сопровождавших, на морозе больше и не простоишь). Она скорее стала поводом для других мероприятий – ведь в последний раз президент прилетал на Дальний Восток в июле прошлого года.
ВЛАДИМИР ПУТИН, РЕЗИДЕНТ И КАНДИДАТ
Тот визит в Талакан и Благовещенск был стремителен. Больше всего запомнились слова о чуде, произнесенные Владимиром Путиным на открытии Бурейской ГЭС. А вот посещение Владивостока в августе
2002-го стало беспрецедентным по длительности поездки и разнообразию рабочего графика. Тогда Владимир Путин поужинал с северокорейским лидером Ким Чен Иром, провел совещание с дальневосточными губернаторами, посетил БПК «Маршал Шапошников» и совершил продолжительное турне по сухопутным и морским просторам Хасанского района. Самым растиражированным заявлением Путина стала фраза о необходимости проводить в отношении Дальнего Востока «политику преференций»…
К нынешней «рабочей поездке» подготовка велась в режиме средней конспиративности. Слухи появились, как водится, давно, да и сам президент в ходе декабрьского телемоста пообещал жителю Комсомольска-на-Амуре посетить в скором времени и Хабаровский край в целом, и названный город в частности. Существовала вероятность – правда, очень небольшая – что Путин доедет и до Владивостока. Кроме того, есть основания полагать, что первоначально поездка на Дальний Восток рассчитывалась на два дня. В итоге президент ограничился визитом в окружной центр, не посетив ни Комсомольска, ни Владивостока, и вечером того же дня вылетел в Красноярск.
Естественно, эта поездка президента и кандидата в президенты – в том числе и предвыборная. Показательна плотность графика: в феврале Путин успел посетить кроме Хабаровска и Красноярска Чувашию, Мурманскую и Архангельскую области. Но ряд мероприятий выходил за сугубо предвыборные рамки. Так, на встрече с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Виктором Федоровым президент заявил, что никаких планов сокращения флота за пределами уже имеющихся договоренностей нет: «Наоборот, тихоокеанский кулак должен быть сильным». Пусть это общие слова. Но вот конкретный вопрос обустройства и развития системы базирования эскадры подводных лодок на Камчатке затрагивался на встрече отдельно.
Примечательны и отношения президента Путина с хабаровским губернатором Виктором Ишаевым. В четверг Владимир Владимирович, известный своей сдержанностью, не скупился на комплименты главе соседнего с нами края. В свете недавней отставки кабинета это наводит на определенные предположения, тем более что молва «сватает» Ишаева в федеральное правительство уже не первый год.
ПО БЕЗДОРОЖЬЮ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ
На совещание по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья съехались все «начальники транспортного цеха». Приехал даже чукотский губернатор Роман Абрамович – как говорят, прямым рейсом из Нидерландов.
В связи с продолжением строительства Бурейской ГЭС участники совещания обсудили необходимость изменения железнодорожной ветки, соединяющей БАМ и Транссиб, и строительства нескольких десятков километров новых путей. Затрагивались вопросы строительства морского флота (этому был посвящен доклад Сергея Дарькина), развития местных авиакомпаний, прокладки нефте- и газопровода из Якутии к основной трубе, которая должна пойти на Дальний Восток. «Ситуация в транспортном комплексе Восточной России, конечно, еще далека от идеала, – констатировал Владимир Путин во вступительном слове. - Доля транспортных издержек в валовом региональном продукте превышает 20 проц., в целом по стране это примерно только 9 проц. Оправданные опасения вызывает состояние регионального авиапарка. Не менее остро стоит проблема обновления железнодорожного тягового подвижного состава...… Базовая задача – создание четко функционирующей и удобной для граждан и грузоперевозчиков транспортной сети в регионе – пока еще не решена».
Зато ясна задача – модернизация. А главный «месседж» заключительного выступления президента касается не только транспорта, но и отношения федерального центра к Дальнему Востоку: «Мы собрались здесь, чтобы поговорить о развитии инфраструктуры. Для чего она нужна? Не для того, чтобы только ресурсы выкачивать. Это важный компонент нашего экономического развития – поставка нефти на экспорт. Но это не самоцель».
ДЕПРЕССИЯ 50 НА 50
Дожили. Проблемами водоснабжения Владивостока занялся лично Владимир Путин. Во встрече президента РФ с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным также приняли участие и. о. министра финансов Алексей Кудрин и замглавы Минэкономразвития Мухамед Циканов. Губернатор доложил президенту о строительстве «Шкутовского», как сообщили вслед за кремлевской пресс-службой все центральные информагентства (Шкотовского, разумеется), водозабора. Краевой бюджет выделяет для этого 150 млн. рублей, и столько же готов выделить Минфин. Как добавил на пресс-конференции во Владивостоке Сергей Дарькин, после предоставления документации федеральный центр по той же схеме – 50 на 50 – примет участие в строительстве Пушкинской депрессии. Работы на этом объекте должны начаться в мае. А если в апреле введут в строй Шкотовский водозабор, то Владивосток, возможно, будет снят с режима. Правда, только по холодному водоснабжению. Горячее пока не обсуждается.
На встрече с Владимиром Путиным губернатор Приморья вновь поднял вопрос об укреплении берегов пограничной реки Туманной в Хасанском районе. «Честно скажу: нажаловался президенту, - говорит губернатор. - Думаю, теперь у министерства природных ресурсов будут большие проблемы».
Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»