По трубам текло, в рот не попало…
Бывший генеральный директор “Примтеплоэнерго” Михаил Гилев стал федеральным инспектором по ЖКХ Владивостока совсем недавно – приказ о его назначении был подписан 12 января этого года. Но жителям краевого центра его имя известно уже почти так же хорошо, как потребителям теплоэнергии в крае. Прежде всего, наверное, за счет принявших масштаб общественной кампании усилий Гилева по решению проблемы жилищных субсидий, которые Владивосток недополучает и теряет поэтому около полумиллиарда рублей ежегодно.
Бывший генеральный директор “Примтеплоэнерго” Михаил Гилев стал федеральным инспектором по ЖКХ Владивостока совсем недавно – приказ о его назначении был подписан 12 января этого года. Но жителям краевого центра его имя известно уже почти так же хорошо, как потребителям теплоэнергии в крае. Прежде всего, наверное, за счет принявших масштаб общественной кампании усилий Гилева по решению проблемы жилищных субсидий, которые Владивосток недополучает и теряет поэтому около полумиллиарда рублей ежегодно.
В должностные обязанности инспектора Госстроя входят все вопросы эксплуатации жилого фонда, в том числе водоснабжение.
В этом номере “В” Михаил Гилев представляет читателям свою точку зрения на эту первостепенную для Владивостока проблему.
- Михаил Сергеевич, в опубликованном нашей газетой письме председателя Госстроя Михаила Кошмана “О мерах по обеспечению водоснабжения юга Приморья” в качестве одной из причин кризиса названо “неудовлетворительное техническое состояние городских водопроводных сетей, степень износа которых достигла 70 процентов”. Никто не в силах повлиять на капризный приморский климат, но можем ли мы хотя бы использовать по-хозяйски ту воду, которая нам достается?
- К сожалению, о хозяйских качествах говорить не приходится. Данные текущего водного баланса говорят, что именно из-за их отсутствия весь город четвертый месяц живет без горячей воды, а 37 процентов населения – еще и практически без холодной. Судите сами: в условиях режима во Владивосток поступает около 250 тысяч кубометров воды в сутки. Из них население потребляет 96 тысяч кубометров. Почти столько же - 80 тысяч – это утечки, причем только по «Водоканалу». А для того, чтобы полностью нормализовать подачу воды жителям города, достаточно подавать 127 тысяч кубов в сутки. Недостающая разница, как видим, почти втрое меньше объема утечек. Именно поэтому Госстрой, оценивая ситуацию во Владивостоке, поставил в качестве первой задачи устранение утечек.
- Насколько точны цифры по потерям воды?
- Этого сейчас сказать не сможет никто из-за отсутствия системы контроля потерь. Во Владивостоке утечки определяются расчетным путем: суммируются счета, выставленные населению и юридическим лицам, эта сумма отнимается от общих затрат, а остаток – это и есть утечки. То есть цифры, которыми сейчас оперируют, условны, поскольку получены теоретически. Городской «Водоканал» не имеет приборов учета, только в последнее время администрация города стала устанавливать счетчики на объектах бюджетной сферы.
- Какова “цена вопроса”?
- Стоимость установки приборов учета и столь же необходимых регуляторов давления в жилых домах, по расчетам специалистов Госстроя, составляет 110 миллионов рублей. С учетом того, что на ремонтную программу и прибыль в тарифе «Водоканала» предусмотрено 250 миллионов рублей в год, для самой этой организации, даже без финансовой помощи со стороны, это вполне доступные деньги. Мне могут возразить, что утечки “съедают” практически все эти средства, но деньги можно взять в кредит, а потом вернуть, это обычная практика. Например, “Водоканал” может взять бюджетную ссуду под свои средства, заложенные в тарифе. Установка приборов и появление точной информации о размерах утечек позволят устранять их не вслепую, методом тыка, как это делается сейчас. Ликвидацию порывов можно было бы начать с самых больших течей, и это сразу бы дало значительный эффект.
- Но ведь работа Госстроя уже привела к сокращению объема утечек?
- Норма потерь воды в сетях составляет всего два процента. До введения чрезвычайной ситуации в землю уходили почти 40 процентов воды, сейчас эта цифра снижена до 28,6 проц. Снижение есть, но оно могло быть гораздо более значительным. Локализовав с помощью приборов учета самые крупные утечки, их можно устранить в течение нескольких дней, максимум – недель. Почему это не было сделано уже давно, сам я понять не в силах, и объяснить мне никто не смог.
- Какая часть вины за это лежит на государственной и какая – на муниципальной власти?
- Госстрой вместе с краевой администрацией вкладывает и будет вкладывать средства в водоисточники, в те же Штыковский и Шкотовский водозаборы, которые необходимо закончить к апрелю, чтобы как можно более полно собрать воду от таяния снегов. После того, как край (ориентировочно в мае) подготовит новую документацию по комплексу Пушкинской депрессии, Госстрой сможет вкладывать средства в Раздольненский водозабор Пушкинской депрессии, который позволит снять проблему подачи воды в засушливые годы. Но Госстрой не вкладывает средства в городские сети. Это – область ответственности муниципальной власти. Многолетнее небрежение по отношению к водопроводным сетям привело к тому, что ежемесячно из кармана горожан буквально в землю “утекает” 17 миллионов рублей, и это по самым скромным подсчетам. Чтобы восстановить баланс водопотребления в жилом фонде, можно даже не вкладывать огромные деньги в строительство новых источников, хотя они нужны для гарантий на случай засухи. В первую очередь, надо решать задачу путем проведения ремонтных работ. Только за счет сокращения утечек можно полностью компенсировать недостаток воды – холодной и горячей в квартирах горожан.
Автор: Отдел общественной жизни и политики «В»