Нам здесь снимать?
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин издал распоряжение о подготовке и проведении II международного кинофестиваля стран АТР. Одна из целей – развитие кинематографического искусства на Дальнем Востоке. Можно ли сегодня назвать Владивосток кинематографичным городом? Какое оно, приморское кино, и есть ли оно вообще? Ответы на эти вопросы попытался найти корр. «В».
Губернатор Приморского края Сергей Дарькин издал распоряжение о подготовке и проведении II международного кинофестиваля стран АТР. Одна из целей – развитие кинематографического искусства на Дальнем Востоке. Можно ли сегодня назвать Владивосток кинематографичным городом? Какое оно, приморское кино, и есть ли оно вообще? Ответы на эти вопросы попытался найти корр. «В».
ВОПРОСЫ
Что такое кино в нашем городе после того, как закрыта студия «Дальтелефильм»? Позволяет ли техническое оснащение коммерческих студий создать картину, которая станет явлением в кинематографе? И есть ли перспектива в развитии кинопроизводства Приморья?
ОТВЕТЫ
Да, в нашем городе есть люди кино. Их смело можно назвать энтузиастами. Они снимают малобюджетные картины и надеются на настоящее кинопроизводство. Стоит пояснить, что речь идет прежде всего о художественном кино, так как документальное в свое время гремело на всю страну (ленты «Дальтелефильма» неоднократно становились призерами кинофестивалей). Сегодня оно тоже есть, но… Мягко говоря, изменились реалии. Прежде всего финансовые. Штат и многочисленные цеха содержать не на что, соответственно нет и единой студии. Опытные кинематографисты снимают рекламные ролики.
Владимир Патрушев возглавляет приморский филиал Союза кинематографистов, кинодокументалист. Он считает, что возможностей для киносъемки во Владивостоке предостаточно. А вот с кадрами – проблема, настоящих профессионалов – единицы (Союз кинематографистов Приморья насчитывает 11 человек), команды не соберешь. Между тем картина - это результат коллективного труда. «Снять документальный фильм как любитель я не хочу, а профессионально не получается», - говорит Владимир Григорьевич. Причина все та же - нехватка денег. Но вернемся к художественным фильмам. Можно обойтись минимальным начальным капиталом. В пример можно привести опыт режиссера Игоря Соловьева, директора киностудии «Русский остров», который снял новогоднюю сказку «Чудо». Малобюджетный игровой фильм (продолжительностью около получаса) можно считать первым в нашем городе. Тогда новогодний подарок (действие фильма происходит в канун праздника) удалось снять за символическую сумму: потратились только на торт и такси, актеры работали за инте
рес, техника – собственность киностудии. Сегодня в проекте еще три сценария полнометражных фильмов и сериала для детей «Владивостокская крепость», имеющие удостоверение Гостелефильма. Что мешает воплотить идеи в жизнь? «Отсутствие финансирования и заинтересованных инвесторов, - говорит Игорь Соловьев. - Чтобы показать свой продукт на ТВ, нужно заплатить деньги. Хотя во всем мире происходит наоборот».
ДЕНЬГИ
Сколько нужно денег для фильма? Ответ на этот вопрос дал Юрий Гончаров, сценарист и известный театральный режиссер. Юрий является автором сценария к 12-серийному сериалу «Сопка Тигровая», съемки которого откладывались дважды. Сегодня проект «заморожен». «Для производства сериала нужно около 300 тысяч долларов. Такую сумму можно получить только от меценатов. У наших продюсеров этих денег нет. Кроме того, техническое оснащение студий Владивостока не позволяет монтировать материал качественно, надо делать это в Москве. Еще один момент: что потом делать с картиной? Как продвигать на рынок? Как окупить затраты? Продажа полученного продукта и съемки сериала - это разные вещи. В этом смысле привлечение иностранных инвесторов проблематично. Они лучше вложат деньги в съемки собственного фильма в Приморье. Так же как и москвичи».
ЛЮДИ
Деньги – лишь одна сторона проблемы. Вторая – кадры. Конечно, сейчас подрастают ряды будущих режиссеров и сценаристов. Студенты журфака на базе вузовской лаборатории пытаются снимать игровые фильмы. Но многие с самого начала лелеют мечту уехать в Москву, выучиться там и воплотить свои идеи.
А вот с актерским составом для будущей картины сложностей не возникает. Для осуществления своего проекта Юрий Гончаров собрал команду из студентов академии искусств. В Москве известен Павел Руминов, бывший клипмейкер, теперь уже автор сценария картины «Одиночество крови» (впрочем, единственный пример такого успеха «наших» в столице).
ЛИЧНОСТЬ
«Если хочешь снимать кино, снимай его и во Владивостоке!» - это позиция Глеба Телешова, режиссера и сценариста. Глеб - автор культового фильма «Сабс». Почти 10 лет назад он стал лауреатом Киевского кинофестиваля. После этого было несколько документальных фильмов. Тема человеческих взаимоотношений, социума и природы – сюжеты его работ. Глеб не хочет говорить о планах, считает, что надо делать, а не разглагольствовать. Везде, даже в нашем городе, при желании возможно любое кино: «На это можно затратить и тысячи долларов и минимум рублей, главное, чтобы была гармония между идеей в голове и практическим ее воплощением. Профессиональная школа иногда может и помешать, гениями часто становятся люди необразованные, неспециалисты». Последняя его работа - это незаконченный фильм о Сахалине, форма которого пока еще не определена. Глеб утверждает, что сейчас необязательно снимать на профессиональную камеру, ее можно заменить цифровой. А полученный материал перенести на нужный носит
ель. Ведь все зависит от задач проекта, его назначения.
KINO ИЛИ КИНО?
Сначала мне хотелось дать этому материалу заголовок «Мы будем ждать». А вдруг оно, кино, будет? Ведь назвать все эти творческие поиски полноценным кинопроизводством никак нельзя. Мне кажется, что есть чего ждать. И если в развитии кинопроизводства в Приморье будут заинтересованы государственные или коммерческие структуры так же, как, к примеру, в проведении кинофестиваля Pacific Meridian, приморский кинематограф обязательно будет. Главное, что в этом городе живут люди, которые знают, что такое кино и как его снимать.
Автор: Ася СОЛОДЧЕНКО, специально для «В»