Человек-корень на грядке
Последнее время то и дело слышим про то, как убога и бесперспективна жизнь в деревне. Напрашивается риторическое: «А кто обещал, что будет легко?». Вячеславу Мамунину, жителю села Васильковка, дня не хватает переделать все свои дела. Это зимой, когда в сельских заботах повальное затишье!
Последнее время то и дело слышим про то, как убога и бесперспективна жизнь в деревне. Напрашивается риторическое: «А кто обещал, что будет легко?». Вячеславу Мамунину, жителю села Васильковка, дня не хватает переделать все свои дела. Это зимой, когда в сельских заботах повальное затишье!
Во владении семьи Мамуниных 2 гектара земли, на которых помимо овощных угодий, большого дома и крепкого подворья располагается так называемая опытная станция.
Шестой год Вячеслав сотрудничает с учеными Биолого-почвенного института ДВО РАН, выращивая женьшень на своем приусадебном участке. Сначала это были опытные грядки под специальным навесом, теперь это настоящая плантация – женьшенарий, построенный по всем правилам. На вид это высокие сарайчики со стенами, собранными из вертикально расположенных досок с небольшими зазорами для дозированного проникновения света. Крыши установлены под особым углом к солнечным лучам.
Женьшень - особенная культура, и поэтому одна из самых важных составляющих его выращивания заключается в приготовлении необходимой грунтовой смеси. От этого в основном и зависит успех выращивания уникального растения.
- В состав грунтовой смеси входят дерновая земля, листовой и навозный перегной, лесная земля из-под лиственных пород деревьев и кустарников, - рассказывает Вячеслав, - хорошо добавить торф, крупнозернистый песок, перегнившие опилки, озерный ил, обычную золу, сажу, толченую яичную скорлупу, труху пней.
Не последний момент - грамотное формирование грядок определенной высоты и ширины. Для городского взгляда есть в этом некий парадокс. В тайге дикоросы растут сами по себе, а выращивать их на приусадебном участке – целая наука. Каждый женьшеневод знает: когда весной начинается обильное таяние снега, нужно постараться, чтобы солнце не попадало на грядки и почва преждевременно не прогревалась. Возникает опасность, что женьшень начнет расти вверх. Если внезапно нагрянет похолодание, это может погубить растение.
- Первые опытные ростки мы высаживали в тайге, - поясняет Вячеслав, - но буквально вслед за нами их безжалостно выкапывали корневщики. Условия выращивания в нашем женьшенарии максимально доведены до естественных, таежных. Конечно, это долгий путь. Ведь женьшеню надо несколько десятков лет, чтобы корень набрал нужный вес и силу. Выращенный на грядке, он живет 25-30 лет, после чего дряхлеет. Но в живой природе его практически полностью истребили. Подарить жизнь «корню жизни» можно только таким путем.
Пока ростки женьшеня «спят» под снежным покровом, Вячеслав взялся строить новую большую баню и гостевой домик. Ранней весной в Васильковку зачастят научные сотрудники. Комфортные условия их работы и проживания – забота Вячеслава. За свежесрубленной баней Мамунин своими руками сделал живописный водоем. Отвесные берега его, поросшие плакучими ивами, выложены природным камнем. А от бани до гостевого домика ведет аллея из тридцати высоких пушистых елей.
- Под этими елками тоже своеобразная плантация - все лето маслят собираем, - говорит Вячеслав, – а жена Галина их маринует.
Вячеслав Мамунин коренной житель Васильковки. После школы отслужил в армии, женился, воспитывает сына и дочь. По профессии… сельский житель. Какое-то время работал в охотоведческом хозяйстве, освоил шоферское дело. Последние годы семья жила натуральным хозяйством. Предложение биологов Вячеслав воспринял с интересом и не жалеет, что стал активным участником возрождения женьшеня. Параллельно он увлекся археологией. Спасский район, по мнению Вячеслава, отличное место для изучения пластов времен палеолита и мезолита. Неподалеку от родной Васильковки им обнаружены шурфы, землянки, признаки обитания древних людей…...
А вы говорите, в деревне жить скучно. Это кому как…
Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), «Владивосток»