Штрафной удар

Российские водители уже два месяца живут по новым законам, однако многие об этом даже не догадываются. А зря. Изменения в Уголовном, Административном и Уголовно-процессуальном кодексах, принятые прежней Госдумой и введенные в действие с 16 декабря 2003 года, более чем серьезные.

20 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1512 от 20 февр. 2004

Российские водители уже два месяца живут по новым законам, однако многие об этом даже не догадываются. А зря. Изменения в Уголовном, Административном и Уголовно-процессуальном кодексах, принятые прежней Госдумой и введенные в действие с 16 декабря 2003 года, более чем серьезные.

Начнем с тех, что касаются абсолютного большинства водителей - порядка уплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

Как известно, после того как гаишники лишились возможности забирать водительские права до уплаты штрафов, их собираемость упала в 3 раза - с 97 до 30 процентов. Сегодня «сознательность» в этом деле проявляют лишь те, кто попался за нарушение ПДД по «лишенческим» статьям. То есть тем, которые предусматривали лишение прав. Подавляющее большинство остальных водителей полученные у инспекторов ДПС штрафные квитанции оправляли в мусорку. Те же, у кого квитанций накапливалось слишком много, сдавали их «на макулатуру».

Теперь же к уплате штрафов нарушителям придется относиться гораздо серьезнее. По новому закону водитель обязан направить копию документа об уплате штрафа в тот отдел ГИБДД, который вынес постановление. То есть, заплатив в течение 30 дней, необходимо либо отвезти квитанцию в ГИБДД, либо отправить ее по почте. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если же этого не случится, то гаишники могут не только отправить материал судебному приставу, но и привлечь неплательщика к ответственности по статье 20.25 Административного кодекса.  Ранее по ней наказывались только те, кто убегал с места административного ареста. А сейчас под ее действие попадают и те, кто не платит штрафы.

К слову, наказание по этой статье предусмотрено весьма суровое - либо удвоенный размер штрафа, либо арест на 15 суток. Сами понимаете, что теперь собираемость штрафов в России наверняка возрастет. А значит, и порядка на дорогах станет побольше.

Теперь, что касается статьи 265, устанавливающей ответственность за оставление места ДТП лицом, управлявшим автомобилем и нарушившим правила дорожного движения. Она предусматривала для такого водителя наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. Сейчас же эта статья из Уголовного кодекса просто исключена.

То есть сбил человека на пешеходном переходе, уехал - и «ладушки» - ничем серьезным тебе этот «побег» не грозит.

Разумеется, юридически подкованные люди вспомнят, что наказание за оставление водителем места ДТП предусмотрена и Административным кодексом. Но по нему (статья 12.27) «беглец» может заработать либо штраф в размере до полутора тысяч рублей, либо лишение прав на год, либо административный арест на 15 суток. Согласитесь, 15 суток «за  решеткой» гораздо лучше, чем два года «в зоне».

Стоит отметить, что и при действующей 265-й статье водители не очень-то боялись скрываться с места ДТП. К примеру, за прошлый год в России с места аварии «удрали» около 18 тысяч «нарушителей»!!! А в результате совершенных ими ДТП погибло около 3.000 человек и еще 16 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Тем не менее наши родные депутаты все же решились на «либерализацию» кодекса.

Конечно, говорить о полной безнаказанности виновников ДТП, даже после исключений 265-й статьи, было бы не совсем верно. Ведь есть еще и статья 264-я, предусматривающая ответственность за нарушения Правил дорожного движения, повлекшие тяжкие последствия, или статья 125-я - «заведомое оставление без помощи людей, которые находятся в опасном для жизни или здоровья состоянии». Однако, на наш взгляд, наказание за оставление места аварии  лишним в этом списке не было. И хочется надеяться, что депутаты новой думы исправят законодательные огрехи, допущенные их предшественниками...