Татьяна Пузыревская: Я видела ужас в глазах детей

Пройдя тестирование вместе со своими учениками, учитель физики школы № 40 Владивостока основательно скорректировала обучение.

20 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1512 от 20 февр. 2004

Пройдя тестирование вместе со своими учениками, учитель физики школы № 40 Владивостока основательно скорректировала обучение.

Коллектив этой школы специалисты называют одним из самых продвинутых в подготовке детей к тестированию. И самых ответственных. Таких в крае, увы, единицы. Гораздо чаще позиция педагогов другая: мы просто учим, а тесты - не наша забота.

Уже четыре года назад в 40-й решили: коли уж становится такая форма контроля знаний и поступления в учебные заведения все более популярной, то они, учителя, тоже отвечают за результаты своих ребят. И за их судьбу. Теперь в школе № 40 работает консультационный центр тестирования.

«Я еще раз убедилась, что мы на правильном пути, поработав в качестве инспектора при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Комсомольске-на-Амуре, - говорит учитель физики 40-й школы и организатор консультационного центра Татьяна Пузыревская. - Технически там все было подготовлено хорошо: комфортные классы, доставка детей, наблюдатели… Но сотни детей оказались не подготовленными к своеобразию этой формы экзамена! Я помню ужас и в глазах приморских школьников: один за другим они получали результаты тестирования, сплошь равные «двойкам» и «тройкам». Дети, которые хорошо учатся в школе, попросту оказались не готовы к объему проверки знаний и особенностям теста как формы».

КАК ГОТОВИТЬ?

«Начинать использовать тесты нужно как можно раньше - с первых классов к среднему звену и дальше, - убеждена биолог Марина Склянчук. - В работу должны быть включены все учителя-предметники».

Своим опытом делится и физик Татьяна Пузыревская: «Лично я в рамках урока серьезные тесты не предлагаю: не успеем пройти программу. На тесты мы выделяем дополнительные часы после уроков, и только для желающих, настроенных на высокий результат и учебу в вузе ребят».

Регулярная подготовка и консультации нужны по разным причинам: ряд вопросов может быть интегрированным (например, охватывает физику и астрономию), выходит за рамки программы, требует заглянуть в дополнительную литературу. Нужно и научить школяров вникать в смысл задания: это проблема тестирования.

Школьники теребят тестами и на переменах: задачка не получается, подзабыли тему - напомните алгоритм. Суть в том, что в школе идет обоюдная работа, необходимость которой сознают обе стороны - ученик и учитель.

КАКИЕ ТЕСТЫ?

В школе № 40 сотрудничают как с «Дальтестом», так и с ДВГУ: закупаются сборники итоговых тестов для 9 и 11-х классов, изданные центром тестирования Минобразования. Накоплена база компьютерных тестов, есть тематические - более локальные и простые.

«Но! - считает Татьяна Пузыревская. - При этом нельзя превращать все школьное обучение в натаскивание детей на тесты. Надо оставить учителю время научить размышлять и доказывать теорему, писать сочинение и формулировать мысль. И потому на уроке должны остаться все формы обучения и проверки, включая традиционную контрольную…».

КРУГОВОРОТ ТЕСТОВ В ПРИРОДЕ

Во многих школах такого рода работа - подготовка ребят к тестированию - уже начинается. Однако в десятках учебных заведений эта мысль даже не посещала головы уважаемых учителей.

В 40-й школе считают, что при упорном нежелании принять наконец тестирование как факт могут пострадать сами учителя. Сейчас пока запрещено публиковать результаты тестирования, но скоро это перестанет быть тайной. И тогда станет прозрачным еще и качество обучения: в одних школах будут блистать результаты по математике, в других по биологии. Но могут проявиться школы с провалом по всем статьям. Понятно, абсолютными такие данные считать нельзя. Но среднестатистический результат о многом скажет…