«Внимание, говорит Москва!»
29 января 1934 года (всего-то 70 лет назад – а этот срок для истории что? - так, пустяк) во Владивостоке состоялась первая радиотрансляция из Москвы.
29 января 1934 года (всего-то 70 лет назад – а этот срок для истории что? - так, пустяк) во Владивостоке состоялась первая радиотрансляция из Москвы.
- Это событие трудно переоценить, - рассказывает Борис Василькевич, директор музея истории средств связи Приморского края. – Позвольте для начала небольшой исторический экскурс. Впервые радио как таковое заговорило во Владивостоке в 1926 году - Приморское радио, программы которого местные радиолюбители ловили на изготовленные своими руками маленькие ламповые приемнички. Трудно подобрать верное сравнение, чтобы показать, что тогда значило радио для людей. В 1926 же году в городе провели первый съезд радиолюбителей. Радиомания захлестнула край. Даже в самых отдаленных районах собирали детекторные приемники. Повсюду организовывались кружки любителей радио – только в нашем крае были десятки тысяч членов общества друзей радио. У них, кстати, были свои значки, удостоверения, они занимались пропагандой радио, изобретали и конструировали радиоприемники…
Кстати, интересная деталь. Немногочисленные владельцы телефонных аппаратов могли слушать радио, в определенные часы сняв трубку. Тогда трансляция местных программ велась по телефонной сети. Разумеется, невозможно было никуда позвонить, но за право услышать радиопередачу люди соглашались потерпеть такие неудобства...
Первые репродукторы – знаменитые черные тарелки, ставшие началом радиотрансляционной сети Владивостока, появились в городе примерно в 1930-31 году. Вначале было всего 200 радиоточек, и наличие репродуктора в квартире было как подарок, как поощрение. Вот заметка в газете “Красное знамя” от 1934 года: “600 новых радиоточек. В феврале Владивостокский радиоузел закончит подготовительные работы к радиофикации 600 новых радиоточек. Устанавливаются на мысе Чуркина. Закончив в конце февраля строительство главной магистрали, радиотрансузел начнет принимать заявки от рабочих-ударников на радиофикацию их квартир”. Те, к кому в дом проводное радио еще не пришло, слушали трансляции на улицах.
К 1934 году возникла не только необходимость трансляций из Москвы, но и возможность для их осуществления – в Хабаровске был создан и функционировал большой передающе-принимающий центр.
- Из Москвы радиосигнал передавали в Хабаровск, - продолжает рассказ Борис Францевич, - обратите внимание – радиосигнал, не по проводной связи. Там его принимали и передавали во Владивосток. И вот первый такой сигнал был принят во Владивостоке 29 января 1934 года. Поскольку существует разница во времени с Москвой, а это были ПРЯМЫЕ передачи, никаких записей, все московские программы в нашем городе можно было услышать только ночью, когда, кстати, и проходимость сигнала лучше. И люди полуночничали, чтобы услышать такие привычные сегодня слова: “Говорит Москва!”…
Вот что писала, читатель, в тот день газета “Красное знамя”: “Слушайте ночью Москву. С сегодняшнего дня Владивостокский радиотрансляционный радиоузел регулярно производит трансляцию радиопередач из Москвы и других центральных городов СССР. Трансляции пройдут в ночное время исключительно по проводам транссети. После окончания передач из Владивостокской радиостудии не выключайте репродукторы, слушайте Москву!”.
Передачи из Москвы длились не больше двух-трех часов - технические мощности более не позволяли, но и эти два-три часа были как крепкое рукопожатие, как зримое, весомое доказательство единства страны... На дневное вещание московских программ перешли к концу 1940 года…
Когда началась Великая Отечественная война, выступление Молотова транслировалось, как сейчас бы сказали, вживую. На привокзальной площади находился самый мощный репродуктор в городе. Собралось в тот день больше 2 тысяч человек…... И в полном, гробовом молчании люди слушали такие ставшие уже привычными слова: “Говорит Москва”, еще даже не в состоянии понять, что на ближайшие четыре года эти слова станут вестниками боли, горя, надежды, радости Дня Победы…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»