Марина Яковлева: Я помню, висели на люстрах…
Заслуженная артистка России Марина Яковлева приехала во Владивосток в числе «Замужних невест» и оказалась едва ли не самой задорной деревенской бабенкой. Премьера пьесы Владимира Гуркина состоялась здесь, а потому приходилось прерывать беседу: Марину звали на сцену, чтобы еще и еще раз отрепетировать разудалый танец. Впрочем, Марине не привыкать: ее многочисленные киногероини – народная косточка. Реальная жизнь тоже связана с небольшим городком Зима Иркутской области. Оттуда когда-то тайком от мамы она уехала поступать в ГИТИС…
Заслуженная артистка России Марина Яковлева приехала во Владивосток в числе «Замужних невест» и оказалась едва ли не самой задорной деревенской бабенкой. Премьера пьесы Владимира Гуркина состоялась здесь, а потому приходилось прерывать беседу: Марину звали на сцену, чтобы еще и еще раз отрепетировать разудалый танец. Впрочем, Марине не привыкать: ее многочисленные киногероини – народная косточка. Реальная жизнь тоже связана с небольшим городком Зима Иркутской области. Оттуда когда-то тайком от мамы она уехала поступать в ГИТИС…
- Пьеса неиграная, хотя фильм по ней снят давно. С партнерами по сцене Ниной Руслановой, Владимиром Носиком, Александром Леньковым и Татьяной Кравченко мы отлично сработались. Разные актерские школы воплотились в характерные роли.
- Марина, вы начали сниматься очень рано – в 18 лет, вас хорошо знает зритель прежде всего по кинофильмам, сегодня театр занимает большее место в вашей жизни?
- Я свободный художник. 13 лет работала в Малом драматическом театре, два года у Райхельгауза в «Школе современной пьесы». Сегодня работаю в антрепризе. Не секрет в общем-то, что работу в репертуарном театре трудно совмещать с чем-то еще. Я продолжаю активно сниматься, автор и ведущая рубрики «Полезные советы» в передаче Аллы Будницкой «Из жизни женщины». Сама выбираю сюжеты, реквизит, снимаю у себя дома, монтирую, отвечаю на письма. На «Радио России» озвучиваю радиосериал, который каждый день идет в эфире. Поэтому антреприза. С ней я стала более-менее домашним человеком.
- Марина, в лентах «Сашка», «Утро без отметок», «Серебряное ревю», «После дождичка в четверг» и других вы – добрая, открытая, обаятельная. В фильме «Упасть вверх», который в прошлом году вышел на широкий экран, вы – коварная подруга героини, разбивающая семью. Причина метаморфозы?
- Когда предложили роль, я была в замешательстве. Второму режиссеру Саше Семенову сказала: с какой стати? Это противоречит моему внутреннему складу. В свое время со мной так поступали в жизни – предавали и завидовали. Но я так не могу, не получится сыграть такой характер. А в результате получилось… Я никогда не слышала столько комплиментов от коллег: и Анатолий Кузнецов и, царство ему небесное, Матвеев очень хвалили меня. Я получила приз на одном из актерских фестивалей именно за эту роль. Премьера фильма состоялась перед 8 Марта, что символично. Фильм прежде всего о женщине, ее месте в современной жизни. Героиня – благополучная, умная красавица (ее играла Евгения Крюкова) «потерялась»: ей не надо заниматься уборкой, стирать, воспитывать детей (у нее их нет), любой ее каприз выполняет муж. Ей сложно определить, чего же она стоит и к чему стремится. Этакий Зилов в юбке. А подруга – то есть я – из народа. Она добивается и не может добиться того, что героине дается просто так. Она и обличает, и подличает, а в конце негодует… Персонаж отрицательный, но характерно: народ сочувствует именно моей героине. Видимо, раздражают россиян супербогатство и рефлексии, присущие тем, кому не надо думать о куске хлеба.
- Расскажите о новых работах…
- Много в этом году было всего. Продолжение картины «Тайный знак». Два блока по восемь серий. Снималась в небольшой роли в фильме по роману Акунина «Московская сага». Играла с Инной Чуриковой, Юрием Соломиным, Димой Харатьяном, Кристиной Орбакайте, Сережей Безруковым. В «Огнеборцах» сыграла немку, приехавшую жить в Россию. Не отказываюсь сниматься в рекламе...
- В одном из кинообзоров «Известий» Юрий Богомолов сравнил современный отечественный кинематограф с Шалтаем-Болтаем, у которого большая голова и маленькие рахитичные ножки, на фестивалях он представлен, а вот для хождения в народ явно не приспособлен. Что вы по этому поводу думаете?
- Не соглашусь. На «Мосфильме» снимается несколько десятков картин. Народ идет с удовольствием на премьеру именно отечественного кино. С картиной «Упасть вверх» я проехала по городам, полные залы собирались. Прокат – другое дело. Мне кажется, проблема в нем. Конечно, фестивальные показы представлют панораму российского кино. Но прокатные показы не менее популярны. Недавно я была в Кемерово с творческой поездкой, директор местного проката рассказывал о том, как самые обычные люди смотрели «Возвращение» Звягинцева затаив дыхание. Между прочим, я заметила, что зрители хорошо знают молодых актеров. Это тоже знак.
- Кстати, о молодых. Вы говорили о разных школах применительно к старшему поколению. Но молодые – это даже не школа, а мироощущение другое. Вы находите общий язык?
- У них есть некоторый звездизм, конечно… Но с высоты опыта я понимаю, что это присуще молодости. Я нормально их воспринимаю, без ревности, они, в свою очередь, ценят мое дружелюбие. Принципиальное отличие, пожалуй, в одном. Молодежь очень прагматична. Нас деньги как-то не интересовали, роли в первую очередь. Сегодня они спрашивают сразу: сколько за это заплатят?
- Ваши сыновья тоже прагматичны?
- Тоже. Хотя они еще очень молоды, младшему 14, старшему 16.
Их интересуют техника, компьютеры, они учатся в многопрофильном лицее в Москве. К примеру, 12 декабря к ним в гости приезжал Путин на открытый урок. Они задавали вопросы президенту, он отвечал. Но впечатлило это больше меня, а не сыновей. Президент, и что? Представляете, если бы раньше в школу приехал Брежнев? (смеется). А вот другой пример: когда я ругаюсь, что в комнате беспорядок, и говорю: «Как вы жить будете без мамы и бабушки?» - старший сын отвечает: «Найму домработницу». Я начинаю кипятиться, а потом думаю: видимо, есть у него свои соображения. Значит, он будет работать головой и зарабатывать достаточно, чтобы нанимать домработницу…
- Все сыновья рано или поздно уходят от своих мам к другим женщинам. Вы не ревнуете к будущим женам?
- Нет. Я сама испытала когда-то это на себе. Семья Ростоцких (первый муж Марины Яковлевой – актер Андрей Ростоцкий. – Прим. авт.), в которую я пришла, была с совсем другим укладом. Я не хотела бы быть причиной раздоров. Да и что делить? Если твоему сыну хорошо с человеком, зачем это портить? Дружить надо… Я не знаю, как в жизни сложится, но мне бы хотелось дружить с невестками.
- Сыновья не сетуют на вашу вечную занятость?
- Я всегда много работала. Люблю профессию, ничего не поделаешь. В какой-то момент была и материальная причина. Но главное, мне все хотелось попробовать. Я вкусила того времени, когда зрители висели на люстрах. Помню, поехала в Финляндию в 1984 году на фестиваль с кинофильмом «Обрыв». С нами в группе были Папанов и кинокритик Юренев. Финны удивляли всех нас абсолютной невозмутимостью при виде звезды любого масштаба. У них актер запросто идет по улице. Делает покупки в магазине… В России актеров почитали.
- А что запомнилось из ваших работ того времени?
- Я люблю фильмы на деревенскую тему, там неподдельные характеры. Очень дорог фильм Сергея Никоненко «Цыганское счастье» по рассказу Носова, где я играю девчонку Варьку. Помню сказки, в которых снималась, - «После дождичка в четверг», «Раз-два - горе не беда». Они как антиквариат. Дети с радостью записали на магнитофон и смотрели меня в этих фильмах.
- Но отдыхать-то удается?
- Я обожаю свою дачу. Она умиротворяет… Покопаешься в земле - и будто родился заново. Моя дача – под Москвой, в 100 км. Далековато, но зато очень чистый воздух, девственный лес. Представляете, недалеко от дома три ведра белых грибов этим летом собрали! Ведь я росла близко к земле, в маленьком городе. Земля мне жизненно необходима.
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»