Дамоклов меч реформы

Третьему созыву Законодательного собрания Приморья досталась нелегкая доля: почти весь срок полномочий действующих депутатов проходит под знаком муниципальной реформы, которая к началу 2006-го должна перекроить карту Приморья и систему финансирования местной власти с “советского” на “европейский” лад.

13 февр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1508 от 13 февр. 2004

Третьему созыву Законодательного собрания Приморья досталась нелегкая доля: почти весь срок полномочий действующих депутатов проходит под знаком муниципальной реформы, которая к началу 2006-го должна перекроить карту Приморья и систему финансирования местной власти с “советского” на “европейский” лад.

Как помнят читатели “В”, в первой половине своего срока приморские законодатели пытались посредством внесенных в Госдуму инициатив и писем в Москву приблизить к реальности законопроект “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”. А после его принятия они же стали тягловой силой практической реализации новой редакции закона, требующей принятия десятков законодательных актов на краевом уровне. О первых достижениях на этом пути корреспонденту “В” рассказывает председатель Законодательного собрания Приморья Сергей Сопчук:

- На февральском заседании Совета руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе мы убедились в том, что идем верным курсом и по крайней мере не отстаем от соседей. Кроме подготовки и проведения выборов президента Российской Федерации обсуждались вопросы правового обеспечения инвестиционной деятельности муниципальных образований и реализации новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полпред отметил, что дальневосточники одними из первых в стране подготовили программу реформирования местного самоуправления, которой могут воспользоваться все регионы России. Речь идет о примерной программе, включающей рамочные базисные документы, которые будут адаптироваться региональной законодательной властью. Одной из проблем реформы станут кадры: главы администраций, депутатский корпус, сотрудники аппаратов для новых муниципальных образований. Эта проблема актуальна прежде всего для Приморья, где будет создано 150-200 н
овых муниципалитетов. Решено, что подготовкой кадров в области местного самоуправления займется центр подготовки специалистов в Хабаровске. Со своей стороны, Законодательное собрание Приморья еще в прошлом году приступило к разъяснению положений реформы в районах и городах края: мы проводим выездные семинары, готовим методическую документацию, поддерживаем тесную связь с депутатами муниципального уровня, в том числе посредством совета по местному самоуправлению. Помимо этого движения «внутрь и в глубь» края депутаты Законодательного собрания интенсивно поднимают свой уровень подготовки по данному вопросу, изучая его в других регионах РФ, которые могут служить модельными в тех или иных отношениях. В прошлом году наши делегации работали в Московской городской и областной думах, в Законодательных собраниях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году запланированы изучение и обмен законодательным опытом в Екатеринбурге, Красноярске, Новгороде и Нижнем Новгороде. Уже в феврале ведущие сотрудники нашего о
тдела по местному самоуправлению и юристы будут работать в Омской и Новосибирской областях.     

В Приморье действует своя примерная программа мероприятий по реализации реформы, которая скоординирована с планом действий полпредства. В соответствии с программой до конца этого года законодатели, в частности, должны утвердить границы муниципальных образований и принять законы о выборах глав администраций и депутатов местных органов представительной власти. Уже к маю все муниципалитеты должны определиться со своими предложениями по границам и подать документы в краевой парламент. Если они это не успеют сделать, то в августе законодатели определят границы самостоятельно. А если и мы не уложимся в срок – это сделает Госдума. В какой степени будут тогда учтены интересы муниципалитетов? Наверное, в меньшей, чем если бы они решили вопрос по своей воле. Но пока можно выделить в лучшую сторону только администрацию и муниципальный комитет Артема. Не дожидаясь августа, артемовцы подготовили пакет документов, поэтому вполне возможно, что уже на мартовской сессии будет рассматриваться законопроект о создании муниципального образования городской округ Артема, в который будут включены также традиционно входящие в территорию города поселки. То есть мы решили принять не общий на весь край закон о границах МО, но отдельные по готовности каждого муниципалитета. Надо отметить, что глава Артема Владимир Новиков активнее и конструктивнее   других глав участвует в рассмотрении вопросов реформы Законодательным собранием – приходит на заседания профильного комитета, работает в совете по местному самоуправлению. Уверен, что если бы с подобной ответственностью воз реформы стали тянуть остальные главы местных администраций, это принесло бы большую пользу населению края.