Северный ветер

Опасения, связанные с разработанной в Минэкономразвития РФ схемой районирования территории страны по степени дискомфорта проживания, полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский назвал «необоснованными». С его комментарием общественность ознакомил пресс-секретарь полпреда Евгений Аношин.

10 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1505 от 10 февр. 2003

Опасения, связанные с разработанной в Минэкономразвития РФ схемой районирования территории страны по степени дискомфорта проживания, полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский назвал «необоснованными». С его комментарием общественность ознакомил пресс-секретарь полпреда Евгений Аношин.

«В» подробно рассказывал о новой концепции Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) в прошлый вторник. Ее суть в том, чтобы отказаться от советской системы, в которой центральными терминами были «районы Крайнего Севера» и «приравненные к ним территории», и разделить географическую карту страны на шесть зон от оптимальной до очень дискомфортной с точки зрения климатических, сейсмических и прочих показателей. В соответствии с зональной принадлежностью будут рассчитываться льготы, надбавки и т. д. Неудивительно, что в народе новшество восприняли в качестве цивилизованной формы скорой отмены этих самых льгот.

Константин Пуликовский считает, что «вопрос о районировании обсуждается в правительстве отнюдь не для того, чтобы лишить нас, дальневосточников, льгот...… Я буду отстаивать льготы дальневосточников столько, сколько мне даст Бог работать в этом направлении». В то же время он согласен с тем, что существующая система требует пересмотра: «Районные коэффициенты повышались в Советском Союзе для того, чтобы привлечь людей. Например, когда строили Зейскую ГЭС - чтобы привлечь на стройку людей высокими зарплатами. Сегодня ГЭС построили, и уже нет смысла считать этот район северным, ведь строители оттуда уехали. Но до сих пор никто не отменил постановление правительства, назвавшее район стройки северным».

К тому же льготы, которые в Минэкономразвития считают неоправданно раздутыми, непосильным грузом лежат на скудных бюджетах. «Льготами у нас пользуется такое количество россиян, - признает и полпред Пуликовский, - что эти льготы не могут обеспечить ни федеральный, ни региональные бюджеты. То же самое и по районам. И поэтому идет плановая, я считаю, согласованная работа правительства, МЭРТ, создана такая комиссия, она находится под контролем председателя правительства. Он сам как-то на одном из совещаний эту тему затрагивал, что нужно постепенно все эти вопросы пересмотреть и привести к цивилизованному нынешнему состоянию нашей Российской Федерации. Я не вижу какого-то опасения, что там будут сделаны какие-то шаги ущемления нас – северян, нас – дальневосточников».

Последние слова, как бы подсластившие высказанную выше непопулярную правду, вряд ли смогут полностью развеять резонные опасения дальневосточников. Из выступления замглавы МЭРТ Мухамеда Циканова известно, что число территорий, пользующихся северными преференциями, однозначно будет сокращено – прежде всего за счет тех 13 «льготных» субъектов РФ, в составе которых нет приравненных к районам Крайнего Севера местностей (на Дальнем Востоке это Еврейская АО). В Приморье статус «приравненных» имеют пять северных районов, но по новой схеме край отнесен к третьей и четвертой («относительно неблагоприятной» и «относительно благоприятной») зонам, и оставят ли такому «среднему» в отношении дискомфортности проживания субъекту федерации его коэффициенты и надбавки – еще вопрос.

Ответ дадут в Москве. Уже в феврале концепцию районирования должен рассмотреть Совет по проблемам Крайнего Севера и Арктики при правительстве РФ, и в случае положительного вердикта работа над проектом соответствующего федерального закона будет завершена к концу года. В скором времени планируется также специальное заседание Госсовета по проблемам Севера; что касается практического внедрения новой схемы, то его прогнозируют на начало 2006 финансового года.