Коммунальная служба в зеркале реформ

Правительство РФ с апреля начало активно пропагандировать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Мэрия Владивостока, что называется, “попала в струю” и гордо заявляет: “А у нас реформа началась еще в декабре прошлого года”. Вот и давайте посмотрим, что изменилось.

3 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №149 от 3 июнь 1997

Правительство РФ с апреля начало активно пропагандировать реформу жилищно-коммунального хозяйства. Мэрия Владивостока, что называется, “попала в струю” и гордо заявляет: “А у нас реформа началась еще в декабре прошлого года”.

Вот и давайте посмотрим, что изменилось.

Деньги потекли через мэрию. Ну и что?

Уже прошло четыре месяца, как введены новые квитанции по оплате жилья. За февраль горожане упорно платили по старым “жэковским” квитанциям: по сообщению Виктора Черепкова, мэрия получила 512 миллионов, а ПЖЭТы - 14 миллиардов.

Весной ситуация стала меняться. В марте уже 70 процентов горожан заплатили по новым квитанциям - это составило почти 10 миллиардов рублей. А за апрель поступления выросли до 17,5 миллиарда.

Изменилось ли что-нибудь в жилищно-коммунальном хозяйстве города - не видно. Но то, что в наших домах не стало лучше, - это заметно невооруженным глазом. Так в чем же смысл драки за деньги?

Жильцам безразлично кому платить, но их очень интересует, сколько денег с них затребуют за любой ремонт в квартире, в подъезде, в доме. Трубы холодного и горячего водоснабжения почти везде прослужили уже полтора - два срока. Их нужно менять. Нужно белить-красить подъезды, вставлять выбитые окна и двери. Кто это будет делать? И за какую сумму?

Жилтрест не хочет быть муниципальным

ПЖЭТ № 1, который руководит всеми ЖЭУ Фрунзенского района, отчаянно борется за акционирование, то есть за то, чтобы отделиться окончательно от мэрии и стать независимым. Предприятие уже выиграло несколько арбитражных судов, и городской комитет по управлению имуществом был вынужден принять заявку на приватизацию этого муниципального объекта. За этой борьбой внимательно наблюдают ПЖЭТы других районов.

Потому что речь идет не столько о “праве каждого ЖЭКа на самоопределение”, сколько о попытках и мэрии, и самих работников жилищно-коммунальной сферы сделать все это хозяйство более эффективным.

Фрунзенский ПЖЭТ, может быть, самый лучший в городе. И вообще в последнее десятилетие в руководящем составе ЖЭУ закрепились немного мрачноватые, но в массе своей высококвалифицированные люди, большинство из которых имеет специальное и высшее образование. “Придя за квартирами”, они вросли в “коммуналку”, и нужно отдать им должное, наши дома не рухнули окончательно только благодаря их усилиям.

Более того, к рыночным реформам они оказались во много раз более готовыми, чем, казалось бы, процветающие предприятия. Министерство, на которое по идее замыкались ЖЭУ, было слабенькое, денег давало мало, вот и приходилось вертеться.

Зато теперь”фрунзенцы” оборудованы как никогда прежде. ПЖЭТ позволил себе купить даже радиотелефоны для оперативной связи с дежурными машинами. В течение 10 минут специалисты прибывают к месту аварии.

Кстати, многие путают, ЖЭКи не производят капремонт, их задача - текущий ремонт, а в основном они занимаются эксплуатацией.

По словам начальника ПЖЭТа № 1 Александра Ситака, почти 80 процентов работников его фирмы проголосовали за приватизацию. И коллектив настаивает на том, чтобы им отдали не только метлы, совки, мусорные контейнеры, трубогибочные станки и прочие механизмы, включая специальную технику, но и специально оборудованные помещения - мастерские, конторы, склады, бытовки.

Иначе они “уйдут в рынок голыми”.

Можно ли из сантехника сделать крупье?

Позицию мэрии отстаивает председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Петр Безукладников. По его мнению, ПЖЭТ может акционироваться, но только без помещений, которые должны остаться городской собственностью. Логика его рассуждений примерно такая. Заниматься коммунальным хозяйством - дело невыгодное. В погоне за прибылью трудно будет удержаться от соблазна выбросить из подвала в центре города трубогибочный станок и прочие “краны Маевского” и создать в этом подвале ночной клуб или казино.

Несмотря на некоторый пропагандистский перегиб подобных рассуждений, под ними есть реальная основа. В ходе приватизации город уже потерял те предприятия, конторки, магазинчики, которые обеспечивали разные потребности его жизни. Мастерские по ремонту обуви-часов-телеаппаратуры, парикмахерские и пошивочные, будочки и подвальчики, в которых точили ножи, чинили замки и паяли самовары. Исчезла привычная горожанам сеть булочных. Теперь в этих помещениях - дорогие магазины, дорогие салоны, стоматологические кабинеты с “импортными материалами” и шикарные конторы с невразумительными названиями.

Собственно городскими пока остались школы, детсады, библиотеки и некоторые больницы-поликлиники. Вот за эту недвижимость сейчас уже разворачивается схватка.

Поэтому где-нибудь на Алеутской или Светланской, где все давно уже поделено, любое помещение является лакомым кусочком.

Бывший ПЖЭТ преобразуется в компанию с многопрофильной деятельностью и в один момент забудет, что когда-то он был создан для того, чтобы мести улицы, красить фасады, менять прокладки в кранах - экие прозаизмы. И у мэрии уже не будет квартирки в цокольном этаже, на базе которой можно будет воссоздавать жилищно-эксплуатационное хозяйство.

Нужно ли поднимать квартплату, когда мы и так переплачиваем?

Спор между ПЖЭТами и мэрией осложнен финансами. По словам А. Ситака, город должен его тресту за 1995 год более 3 миллиардов рублей, а за 1996-й - почти 7 с половиной. Мэрия всеми силами уходит от признания этих долгов, ее специалисты, кажется, единственный раз подписали акты финансовых сверок при “ликвидации районов”.

Проблема денег - особая. Невозможно проверить, сколько реально воды и тепла получают дома. Предприятия, которые поставляют эти услуги, естественно предпочитают настаивать на максимальных цифрах. По самым скромным подсчетам, реально мы потребляем процентов на 20 меньше, чем по бумагам. И почему-то раза в три больше, чем в странах Европы. Конечно, и лампочки в наших домах больше “едят свет” и утюги работают в режиме обогревателей, но не в три же раза мы чаще моемся.

Вода, тепло, энергия уходят еще на пути к нашим квартирам.

Отсюда и расхождения в данных служб, допустим, Водоканала, теплосетей и ЖЭУ. Они поставляют больше, чем мы потребляем. Единственные достоверные данные - это по учету электроэнергии - благодаря тому, что на каждой квартире стоит счетчик.

Водомерные счетчики, которые стоят в подвалах домов, выходят из строя месяцев за девять, их добивают ржавчина и грязь, которые идут по трубам. Кстати, счетчики не показывают, что режим экономии воды дает реальную экономию. Ее потребление резко увеличивается, когда воду наконец-то дают, люди стараются вдоволь наплескаться и настираться. А когда воду отключают, она начинает скатываться с верхних этажей и снова мотает счетчик.

Суточная норма воды на человека - 300 литров, или 5 с половиной кубометров в месяц. По данным Водоканала, получается, что воды поступает в месяц до 8 кубов на человека. Это означает, что каждый из нас утром и вечером принимает ванну ежедневно.

Выход: пока не налажен нормальный взаимный учет поставщика и потребителя, платить по установленным нормам.

На жилищно-коммунальный рынок мало кто рвется

Конкуренцию ПЖЭТам и ЖЭУ сейчас реально никто не может составить. Выход может быть как раз не в том, чтобы разгромить ПЖЭТы как ненужную административную надстройку. Можно развернуть конкуренцию как раз между ПЖЭТами. Оторвать их от районов. Берется дом на границе районов, и два смежных ПЖЭТа представляют свои условия его обслуживания. Самые выгодные предложения побеждают. В конкурс могут вмешаться и бывшие ведомственные ремонтно-эксплуатационные конторы, которые еще кое-где живы.

Но не слышно больше о новых инициативах мэрии. Как вышло в конце прошлого года постановление о “реформе в целях развития конкуренции” и ввели новые квитанции, так на этом все дело и затихло.

Мэрия как бы забыла об одном важном обстоятельстве. Сейчас не может быть никакой конкуренции, потому что не за что бороться. Жильцы реально оплачивают не 35, а 25-27 процентов от себестоимости расходов на содержание жилья. Другой вопрос - насколько эти цифры себестоимости вообще верны? При использовании современных материалов - металлопластиковые трубы, новые кровельные материалы, современные шпаклевки - расходы на текущий ремонт могут резко снизиться.

В конце концов, если ЖЭУ не развалились за эти последние два-три года безденежья и неплатежей - значит даже на эти крохи в 35 процентов можно жить. Не голодают, зарплату получают.

Надо быть реалистами. Дотаций от городского бюджета не будет. Деньги надо либо брать с жителя, либо научиться жить на то, что есть.

ПЖЭТы уже сейчас потеряли огромный рынок их собственной работы - застекление лоджий, качественный ремонт квартир, установка железных дверей, пластиковых или алюминиевых оконных рам. На очереди - установка железных дверей и домофонов на подъезды, создание домовой или подъездной службы безопасности. Это рынок, на котором крутятся деньги и люди: только в нашей газете ежедневно публикуется 20-30 объявлений - по установкам железных дверей.

Правительство предлагает нам поверить в то, что жилищная реформа направлена на благо жильцов. Это пропаганда. Цель правительства - снять с себя ответственность за жилье. Оно-то живет в казенной квартире. А мы должны жить в своих.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"