Главный компромисс – впереди
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, один из основателей и ведущих актеров московского театра «Современник», в 1986-2000 ректор школы-студии МХАТ, в 1976-1986 выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой знаменитой студии на ул. Чаплыгина в Москве («Табакерки», официально Московского театра под руководством Олега Табакова), в 2000 возглавил МХАТ им. А. П. Чехова, состоит в совете по культуре при президенте России, член жюри премии «Триумф» и Станиславского…
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, один из основателей и ведущих актеров московского театра «Современник», в 1986-2000 ректор школы-студии МХАТ, в 1976-1986 выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой знаменитой студии на ул. Чаплыгина в Москве («Табакерки», официально Московского театра под руководством Олега Табакова), в 2000 возглавил МХАТ им. А. П. Чехова, состоит в совете по культуре при президенте России, член жюри премии «Триумф» и Станиславского…
Впрочем, вряд ли есть смысл перечислять все регалии, фильмографию и спектакли, в которых был занят мэтр театра и кино Олег Табаков. Он сам – недавний гость губернатора Приморского края Сергея Дарькина и театра им. Горького – признался в интервью «В», что остается прежде всего Актером. Классным, настоящим, который любит играть до самозабвения. Что и было продемонстрировано во Владивостоке. Впрочем, мэтр все же остался мэтром. Черный лимузин, протокольная съемка с губернатором, настоящие, а не бутафорские, бутербродики с красной икрой, заранее приготовленные за кулисами для спектакля… Но и тут обманул - в общении с журналистами не надувал щек, хотя подробности семейной жизни с красавицей актрисой Мариной Зудиной, приехавшей вместе с ним, рассказывать не стал. На финансовые трудности не жаловался, признался в романе со зрителем, который длится вот уже полвека, и ответил на вопросы «В».
- Олег Павлович, насколько сегодня популярен МХАТ в народе?
- Между столичными театрами всегда существовала конкуренция. Между “живыми” и “мертвыми” театрами, пользующимися пониженным и повышенным спросом.
- Ваш театр не обделен вниманием зрителей?
- Видите ли, признание зрителя – не самый главный показатель состоятельности театра. Но вместе с этим стоит вспомнить, что наполняемость зрительного зала во МХАТе несколько лет назад была меньше половины зала, сегодня практически весь зал заполнен зрителями. Хотя и это не говорит о качестве постановок…
- Стоимость билетов не отбивает любовь к театральному искусству?
- Стоимость сообразна покупательским возможностям: от ста рублей до трех тысяч. Смысл ценообразования для меня состоит не в том, чтобы задирать цены на премьерные спектакли… Знаете, нашему театру одним человеком года два назад был подарен миллион долларов. На эти деньги построена новая сцена, третья по счету. На новой сцене МХАТа представлены русская проза, состоятельная в художественном отношении, современная драматургия, классика. Там цены никогда не сделаю выше 200 рублей. Это чтобы не отбить любовь к театральному искусству.
- О театре говорят, что он – цепь компромиссов. Ваш самый большой компромисс?
- Мне бы не хотелось подводить жизненные итоги. Возможно, главный компромисс впереди. Впрочем, вступление в партию, по настоянию Олега Николаевича Ефремова, – из ряда таких поступков. Но этот компромисс был оправдан тем, что без первичной партийной организации наш театр закрыли бы к чертовой матери. Когда мы начинали, бесконтрольная интеллигенция не пользовалась доверием у власти. А вот когда Лазарь Моисеевич Коганович, мало что понимая в искусстве вообще, создавал Театр транспортников для своей любовницы – это было приемлемо и без первичной партийной организации.
- Чем ваша замечательная “Табакерка”, обходясь без первичных ячеек, порадует своих поклонников?
- Ближайшие планы: пьеса по роману Фолкнера “Пока она умирала”, “Воскресение” по роману Толстого, найдется место и для воплощения современной драматургии. Вот собираемся пригласить к “дисциплинированному” сотрудничеству Роберта Стуруа, который намерен поставить в “Табакерке” пьесу Какабадзе “Кварклая”.
- А вас самого режиссура не привлекает?
- У меня нет режиссерского таланта. А вот способностью научить актера хорошо играть владею.
- Значит, вам небезразличны достижения вашего ученика Владимира Машкова, делающего успешные шаги в Голливуде?
- Знаете, мне трудно оценить подобные эксперименты моих учеников. Они взрослые люди, проживающие свою жизнь. Все, что от меня как педагога зависело в освоении ими актерского мастерства, я сделал. А дальше, как говорится, без комментариев.
- О вас часто говорят как о жестком руководителе. Вы можете возразить?
- В чем жесткость? В том, что могу уволить человека, не востребованного в репертуаре? Это профессиональный подход к делу, выполнение служебных обязанностей.
- Олег Павлович, какова судьба летней школы при Гарвардском университете?
- Она благоденствует. Я продолжаю в ней преподавать актерское мастерство. Школа входит в число трех наиболее популярных у американской молодежи театральных программ. К сожалению, в последнее время бываю там нерегулярно.
- В одном из своих интервью вы как-то сказали, что вам стыдно за неудачно сыгранные роли…
- Я думаю, актер должен сознавать, что не всегда бывает успешен. И у меня есть вереница ролей, в которых не состоялось что-то главное. Но я не разделяю их на «любимые» и «нелюбимые». Есть в этом что-то бухгалтерское. Может, это звучит банально, для меня они как мои дети, внуки. И кого из них я люблю больше? Самую младшую внучку Анечку или больше нежности к тому, кто, не дай бог, приболел? Про роли так говорить не могу. Есть те, за которые я получил больше денег, наград, больше звезд на погоны, и те, которые не отпускают…
- Олег Павлович, рождение детей, внуков что-то новое открывают в человеке. У вас нет своей формулы счастья?
- Человек должен быть счастлив во всем, что он делает, - сказал царь Соломон. Я с ним полностью согласен. И в моей жизни бывают мгновения счастья.
- Среди журналистов ходит байка, что вы получили письмо от племянницы Шеленберга. Если так, то что написала вам эта фрау?
- Она написала: “Спасибо вам, что вы на экране были столь же мягки и добры, как мой незабвенный дядя Вальтер”.
- Вы расцениваете это как признание?
- У меня есть более весомые проявления признания, которые и ценю выше. Вот я выхожу на сцену, и зрители аплодируют после спектакля стоя. Уже с первой роли зрители поддержали меня внятно и недвусмысленно. Мой роман с ними длится уже сорок семь лет. Это и ответственно, и более ценно.
- Желтой прессе неймется, и она не упускает случая разнести по свету сомнительную историю о том, что у вашей супруги Марины Зудиной разразился серьезный скандал в театре, спровоцированный труппой.
- Глупости. Просто кому-то не по себе, когда молодая, талантливая, красивая актриса еще и успешна. Ну, хоть что-то да надо придумать…
- История из вашей молодости, когда вы съели все съестные запасы из тумбочки своего сокурсника Олега Ефремова, – тоже журналистские враки?
- Если честно, то мои старшие товарищи по учебе так часто шарашились по моей тумбочке, опустошая мои продуктовые запасы…
- …что грех было не “отомстить”.
- Это была несоизмеримая малость по сравнению с их выходками.
- Вам никогда не казалось, что с вашей деятельной натурой в театре нет возможности в полной мере реализовать себя, достичь финансовых вершин?
- Мне всего шестьдесят восемь лет. Я еще успею стать миллионером. Видите ли, я довольно рано попал “за бугор”. В 74-м году я выехал для постановки спектакля в Англию. А тогда “выездных” было человек семь, не больше. За шесть недель работы над постановкой “Ревизора” я прошел школу бойца. Во вторую поездку я уже освоил то, что так мучительно и неуспешно осваивают мои коллеги, которые в большинстве своем плывут, как бревна по течению. Хорошо представляю себе эту картинку из саратовского детства, когда наблюдал ледоход на Волге. Плывут себе в низовья в полной уверенности, что ничего делать не надо - все равно попадешь в Каспийское море. Такое социально-философское заблуждение. Давным-давно сменился общественно-политический строй. И пора понять, что выживут лишь те, кто сможет зарабатывать деньги. Не надо делать вид, что ты паришь в облаках у вершины Парнаса и эта пошлость жизни тебя, альтруиста, не касается. Надо помнить о том, сколько зарабатывают люди, за которых ты отвечаешь, и делать по возможности все, чтобы им жилось легче. Когда я пришел во МХАТ, там заработная плата была четыре с небольшим тысячи рублей. Сегодня средняя зарплата актера нашего театра 22 тысячи рублей. А в “Подвале” еще больше зарабатывают. Для меня это важнее личного миллиона.
Автор: Татьяна БАТОВА, Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»