Канал для миноносцев и миноносок
Во второй половине 90-х годов XIX столетия военные инженеры приступили к широкомасштабному строительству оборонительных сооружений в новых, расширенных границах Владивостокской крепости. Они начали применять новый, революционный для фортификации того времени материал – бетон. Доставка десятков тысяч тонн материалов, необходимых для изготовления бетона, удаленность места производства работ (будущего обвода) требовали совершенствования инфраструктуры всей крепости.
Во второй половине 90-х годов XIX столетия военные инженеры приступили к широкомасштабному строительству оборонительных сооружений в новых, расширенных границах Владивостокской крепости. Они начали применять новый, революционный для фортификации того времени материал – бетон. Доставка десятков тысяч тонн материалов, необходимых для изготовления бетона, удаленность места производства работ (будущего обвода) требовали совершенствования инфраструктуры всей крепости.
Обустройство обороны Русского острова намечалось в границах: Ларионовский полуостров (остров Елены) – гора Русских – Поспеловский хребет – мыс Новосильского. Необходимо было сократить время доставки материалов на строящиеся объекты, а в военное время - обеспечить условия маневра по переброске войск и боезапаса на остров, а также сделать свободным прохождение в бухту Новик транспортных средств и боевых кораблей с малым водоизмещением без риска появления на виду у противника в Амурском заливе. Для того чтобы решить все эти задачи, военное ведомство предложило проложить канал.
Площадка под его строительство была подготовлена самой природой. На стыке склонов восточного отрога горы Ларионовской (98 м) и западного отрога горы Поспелова (176 м) образовалась узкая полоска низменного участка земли. Там, где воды бухты Новик с юга и бухты Безымянной с севера наиболее близко подходили друг к другу, ее ширина достигала не более 100 метров. Место это долгие годы являлось смычкой двух полуостровов - Ларионовского и Поспеловского - и называлось Перешейком.
Работы начались в 1897 году. Сняв почвенный слой и часть скального грунта, саперы и наемные китайские рабочие продолжали проходку всухую. При этом прибрежные участки оставались нетронутыми, долгое время играя роль защитных дамб. Доставка материалов и сообщение строящихся Ларионовских батарей с ротами пехотного полка на Поспелово осуществлялись по грунтовому мосту в южной трети канала. Достигнув проектной глубины, спланировав откосы и вымостив в северной и южной оконечностях канала волнорезы, строители в последнюю очередь убрали «перемычки» (дамбы и земляной мост). Чуть более двух с половиной лет ушло на строительство. Свыше 40250 кубометров грунта было вынуто и перемещено, прежде чем канал приобрел законченный вид. Сооружение получилось грандиозное: 125 метров в длину, 28 метров в ширину и около 5 метров в глубину.
Открытие вновь построенного канала обставили с большой пышностью. На торжества прибыл сам генерал-губернатор Приамурского края Н. Гродеков. В теплый погожий день, 27 октября 1899 года, открылась навигация по новой водной артерии острова. Первой удостоилась чести пройти по искусственному каналу шхуна «Алеут», украшенная по такому случаю флагами расцвечивания. Проводку судна возглавлял сам командир порта контр-адмирал Г. Чухнин.
Так парадно и торжественно была открыта навигация по судоходному каналу острова Русского. Но, пожалуй, на этом и закончилось непосредственное участие моряков в его судьбе. Командование порта и Сибирской военной флотилии не обольщались по поводу канала, они не видели существенного преимущества в проводке судов в бухту Новик через канал. Только этим можно объяснить тот факт, что неоднократные попытки военного ведомства в 1910-1912 годах приступить к реконструкции сооружения отвергались Петербургом, они не получали поддержки морского ведомства.
Владивостокцам хорошо известна картина-карта «Вид Владивостока и его укреплений», написанная к 50-летнему юбилею города. Канал Русского острова имеет здесь свое собственное имя - «Канал для миноносцев и миноносок». Оно было лучшей его характеристикой. Небольшие глубины, пригодные лишь для судов малого водоизмещения, не вызывали энтузиазма у морского начальства. Поддерживать канал в рабочем состоянии должен был местный пехотный гарнизон: как и всякое инженерное сооружение, он требовал ухода.
Вопрос реконструкции (углубления и расширения) канала вновь был поднят в 1915 году - в связи с новыми мобилизационными планами. По расчетам командования крепости, в бухте Новик предполагалось создать главную базу флота, где планировалось сосредоточить основные запасы снабжения, в том числе и минно-торпедного вооружения. Поэтому для эскадренных миноносцев, подводных лодок и минных заградителей, идущих за пополнением боезапаса в бухту Новик, канал становился важным путем сообщения.
Удобство в использовании канала подтверждал и опыт ледокольных работ. Так, для прохода судна к Подножью через устье Новика ледоколу требовалось около двух-трех суток. Приходилось ломать тяжелый лед, достигающий больше полуметра, а на торосах и того больше. В самой же бухте он был гораздо тоньше, поэтому для подхода к Подножью достаточно было нескольких часов.
Наконец, после всех необходимых согласований в августе 1915 года был составлен план реконструкции канала, подготовлены чертежи. В ноябре приступили к работе.
Скальный грунт не позволял применить землечерпальную технику, поэтому сначала устроили перемычки, откачали воду и только потом начали вынимать грунт. За сезон 1916 года канал расширили по дну до 24 метров, а по поверхности - до 33,5 метра. После того как дно углубили до 6,5 метра – в канал возможно стало проводить суда типа «Шилка». Тогда же впервые обустроили капитальные причалы по обе стороны входа в бухту Новик, получившие мощные гранитные опорные стенки. На противоположном берегу, при выходе в Босфор, по обе стороны были приготовлены карманы для швартовки шлюпок. Береговые откосы на всем протяжении и по всей высоте канала были укреплены тесаным гранитным камнем, который покоился на донном фундаменте. Спланированные дорожки вдоль обоих берегов были защищены от осадков ливневыми канавами и достигали до пяти метров в ширину.
Гражданская война, голод и разруха первых лет Советской власти, затем Великая Отечественная не оставляли ни одного шанса для осуществления капитального ремонта канала, который требовался безотлагательно. Больше того, планы по строительству моста и прокладка железной дороги на остров в канун войны вообще выставляли условие – засыпать канал.
В советский период, с момента создания Тихоокеанского флота, канал полностью перешел в ведение военных моряков, а первый ремонт здесь состоялся в 1959-1960 гг. Именно в те годы полностью исчез гранитный панцирь канала. Старожилы вспоминали: гранит ушел на стройки города. Настоящую модернизацию канал пережил в 1975 году. Оба входа были укреплены стенкой из шпунта ШК (ее останки мы можем видеть и сейчас). Откосы в центральной части были закрыты бетонными плитами, а берег кое-где – бетонными заплатками. Увы, уже через 15 лет канал стал разрушаться, бетонные плиты начали сползать в воду, так как военные катера и баржи заходили в канал на недопустимо высокой для этого сооружения скорости. Сейчас канал производит просто удручающее впечатление.
Проекты по строительству моста, жизненно необходимого для развития острова Русского, неминуемо приведут к засыпке канала. Но даже в этом случае можно и нужно сделать так, чтобы не исчезла память о бывшем «Канале для миноносок и миноносцев».
Автор: Олег СТРАТИЕВСКИЙ, специально для «В»