Я бы в суворовцы пошел…

Но, как оказалось, поступить в Уссурийское суворовское военное училище, которому 1 декабря исполняется 60 лет, довольно трудно.

27 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1467 от 27 нояб. 2003

Но, как оказалось, поступить в Уссурийское суворовское военное училище, которому 1 декабря исполняется 60 лет, довольно трудно.

Заместитель начальника Уссурийского суворовского училища по воспитательной работе подполковник Владимир Лютиков, по нашей просьбе пытаясь найти зримую иллюстрацию качества получаемого воспитанниками училища образования, на миг задумался. Процент поступивших в высшие военные училища не мог служить убедительным примером, поскольку там суворовцы пользуются некоторыми преимуществами. А потом привел совершенно парадоксальный, что называется, от обратного пример:

- В этом году трое наших выпускников, по нашим меркам, откровенных и закоренелых троечников решили поступить в Дальневосточную таможенную академию, - рассказал Владимир Николаевич. – Рубежи вступительных экзаменов настроились взять бесшабашной атакой, просто  так, без денег, без связей, без, по нашему мнению, далеко не фундаментальных знаний. Вы понимаете, о чем я говорю. И никакими аргументами прошибить их не удалось. Уехали во Владивосток совершать кавалерийский наскок. Я и думать о них забыл, а ближе к осени мне позвонили из таможенной академии и на полном серьезе попросили: давайте нам побольше таких же троечников. Вот так-то, там их тройки превратились в пятерки.

Впрочем, первые выпускники училища о таких перспективах не только не мечтали, но и не думали. Другое было время, другой настрой общества в целом.

ПОД ЛЯЗГ ТАНКОВЫХ ТРАКОВ

Только-только закончилась битва на Курско-Орловской дуге, и кажется, что еще звучит скрежет танковых траков и пахнет горящей броней, а ЦК ВКП (б) и СНК СССР уже издали постановление о создании в стране девяти суворовских училищ, главным образом, для мальчиков, потерявших родителей в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Разовый набор в каждом был определен в пятьсот человек, итого четыре тысячи пятьсот потенциальных беспризорников становились на государственное продовольственное и имущественное довольствие, получали образование в рамках действовавшей общеобразовательной программы и имели перспективы стать офицерами Советской Армии.

К 1 декабря 1943 года закончилось формирование Курского суворовского училища. Набрали 504 мальчика в возрасте от  8 до 14 лет. Причем 13 из них участвовали в боях, 8 партизанили, и все, поскольку были уроженцами западных областей, в полной мере хватили военного лиха. Ну, какие у них могли быть мечты? Конечно, сражаться на фронтах. Но не успели. Первый выпуск – 38 человек - состоялся в 1948 году. 20 человек сдали экзамены на «отлично», 10 из них удостоились золотой медали.

О медалях сказано лишь к тому, что с первого дня в училище велась жесткая борьба с неуспеваемостью.

Впрочем, мальчишки знали, куда шли, и потому на поблажки особенно-то и не рассчитывали. Наоборот, культивирование стремления быть первым, подкрепленное вполне понятными стимулами, в том числе и перспективными, – отличительная черта всех подобных заведений.

НА НОВЫХ КВАРТИРАХ

25 июня 1957 года от станции Курск отошел воинский эшелон. В классных вагонах разместились офицеры, старшины, преподаватели суворовского училища и их семьи, в товарняках – материально-техническая база. Эшелон направлялся на Дальний Восток, в город Ворошилов, ныне Уссурийск.

Передислокация училища имела две главные причины. В Курске так и не смогли создать сносную базу. Училище теснилось в приспособленных помещениях, практически не имело своей территории, что для военного заведения просто немыслимо. И второе: на Дальнем Востоке таких заведений просто не было. Через 17 суток пути личный состав училища, уже названного Дальневосточным (а позже – Уссурийским), понял, что ехал сюда не зря. Военный округ подарил суворовцам целый военный городок с двухэтажными, хотя и старыми, но вечными казармами.

В тот же год суворовцы сели за парты. Здесь нет смысла подробно рассказывать о том, как с годами менялась общеобразовательная программа. Заметим только, что сегодня в училище принимают после окончания восьмого класса и обучают три года. Что-то вроде техникума, но только с военным уклоном.

СПРАВКА "В"

Уссурийское суворовское военное училище и по сей день является единственным не только на Дальнем Востоке, но и в Восточной Сибири. Едут сюда поступать со всей России. К примеру, сейчас здесь учатся ребята даже из Вологды. Так что географических ограничений абитуриентам тут не делают, лишь знания и экзаменационный конкурс могут определить, станет ли парень суворовцем. Практически неограниченной льготой пользуются только дети, чьи отцы погибли в горячих точках или награждены высшими государственными наградами.

Вообще-то готовить качественных абитуриентов для таможенной академии и кадры для этой, безусловно, важной государственной службы – это может быть чьей угодно задачей, но только не суворовских училищ, имеющих в своем названии слово военное и принадлежащих министерству обороны. Сухопутные вооруженные силы – вот где ждут суворовцев, как нахимовцев – на базах и кораблях ВМФ России. Но чистота эксперимента возможна  лишь в лабораториях, в реальной жизни нынешняя общеобразовательная программа обучения суворовцев намного шире и глубже, чем в обычной школе, а известно: чем шире кругозор,  тем к более заманчивым перспективам направлены устремления.

Поэтому удержать обязательствами, которые при поступлении в УСВУ подписывают родители, не всегда удается. Да и нечем. Нет никаких юридических оснований заставить выпускника-суворовца поступить именно в военное училище. И потому каждый год здесь подсчитывают «потери», впрочем, процент которых за последние 10 лет остается одинаков – 22 процента выпускников правдами и неправдами отбивается от предназначенных им перспектив. Впрочем, 78 процентов поступивших в ВУ – это самый высокий показатель среди суворовских училищ России.

Так что сухопутные войска недобирают практически годных к службе парней. А кто приобретает? Замполит Владимир Лютиков предоставил и эту статистику: идут в пограничники, в спецподразделения МВД и МЧС, теперь вот в таможенники. И берут там суворовцев с удовольствием, поскольку ценны они не только и не столько знаниями в рамках общеобразовательной программы.

КАДЕТЫ НАШИХ ДНЕЙ

Определимся сначала с  терминологией. Сейчас в России возрождаются кадетские корпуса, но в Приморье их пока нет и сравнивать  не с чем. Разве что с частными школами и лицеями. И еще неизвестно, в чью пользу будут эти сравнения.

Средняя школа и азы военного дела – это понятно. Как и физподготовка – каждый день суворовцы бросаются на спортивные снаряды, и в очереди им стоять не надо. На территории – две спортплощадки, готовые одновременно принять по 300 человек, еще закрытые игровой, гимнастический, тренажерный залы, да в каждой роте обязательно оборудованная тренажерами комната. Надо ли говорить о том, что к призывному возрасту они являют собой не что иное, как мечту военкоматовского работника: ни тебе скрытых пороков и болезней, ни тебе сниженного веса – с закрытыми глазами направляй в любой элитный род войск, и там будут еще и благодарны.

Но физические данные суворовцев как бы очевидны. А новыми кадетами назвал их по аналогии, навеянной фильмом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», в котором кадеты легко объяснялись на французском. В Уссурийском суворовском на языке Дюма не говорят, но занятий для ума и увлечений, кружков тоже хватает. В том числе и для любителей китайского языка. Кстати, каждый год 10-12 человек получают квалификацию военного переводчика. Среди обязательных тоже есть интересные предметы – например, этика или… танцы, которые здесь вот уже 40 лет ведет заслуженный деятель культуры РФ Эдуард Иванович Кучеренко.

Помножьте все это на воинскую дисциплину, которой приходится следовать, иначе отчислят, и выйдет, что получить такое разностороннее образование, приобрести несвойственные для школьника навыки, да еще бесплатно, кроме как в суворовском училище, просто негде. И если уж быть до конца точным, то именно усилия педагогов и воспитателей-офицеров по расширению кругозора суворовцев и приводят последних к мысли изменить предначертанные им при поступлении перспективы. Впрочем, для России это отнюдь не потери.

СПРАВКА "В"

За 60 лет своего существования Уссурийское суворовское военное училище окончили 12 тысяч человек. Среди них двое отмечены высшими государственными наградами – Герой Советского Союза Игорь Владимирович Запорожан (выпуск 1976 года, награжден за подвиг, совершенный в Афганистане) и Сергей Юрьевич Медведев (выпуск 1987 года, награжден за подвиг, совершенный на афгано-таджикской границе). Но не только подвигами своих выпускников славится училище. Отсюда выходят молодые люди, получившие знания на уровне кадетских корпусов.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»