Владивосток - это вам не Бердичев. Здесь важна вертикаль

Юбилей Приморья совпал еще с одной не менее заметной датой - 65 лет исполнилось комплексному проектному Дальневосточному институту «ПромстройНИИпроект». Журналист «В» встретился с главным архитектором института Виталием Вольтером. Речь зашла о главном – как сделать столицу Приморья архитектурной красавицей.

6 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1457 от 6 нояб. 2003

Юбилей Приморья совпал еще с одной не менее заметной датой - 65 лет исполнилось комплексному проектному Дальневосточному институту «ПромстройНИИпроект». Журналист «В» встретился с главным архитектором института Виталием Вольтером. Речь зашла о главном – как сделать столицу Приморья архитектурной красавицей.

- Виталий Александрович, на ваш взгляд, какие проектные решения вашего института наиболее значимы для Владивостока?

- Вы, разумеется, слышали о строительстве «Большого Владивостока». Для реализации этого грандиозного по размаху плана были построены заводы крупнопанельного домостроения не только в Приморье, но также на Камчатке, на Сахалине. Все они возводились по нашим проектам. Сегодня мы с определенной долей юмора и критики смотрим на то, что производилось заводами в те времена.

- А почему именно: юмора и критики?

- Все меняется. Здания, построенные по этим проектам, морально устарели, они не устраивают людей ни планировочными решениями, ни архитектурой.

Но как бы ни критиковали сейчас хрущевки, тогда именно они решили главную задачу – помогли людей переселить из бараков в отдельные квартиры.

Увы, сегодня целые кварталы хрущевок становятся головной болью архитекторов. Москвичи разрешили проблему просто: они отправляют эти дома под снос.

Мы видим решение этой проблемы в другом ключе: можно и должно заниматься их реконструкцией и подарить хрущевке вторую жизнь. Для этого существуют программы мансардного строительства, перепланировки квартир.

- На ваш архитектурный взгляд - почему наш город такой монотонно-одинаковый?

Индивидуальный жилой дом- Это издержки градостроительной политики прежней системы. Институтами всей страны тогда проектировались новые «Черемушки». Но Владивосток – это особенный город. В первую очередь, за счет своего рельефа, за счет особого расположения – город с трех сторон окружен морем. Панельная типовая застройка его уродует еще больше, чем город, расположенный на равнине. Слава богу, пришли иные времена – сейчас возможности для интересной, комфортной, архитектурно выразительной застройки колоссальные.

- Если говорить о рельефе, у вас в институте есть такая специальность - ландшафтный архитектор?

- Специалиста именно с такой должностью нет. Но это не значит, что мы в этом плане не работаем. Сейчас занимаемся разработкой генерального плана застройки Владивостока, где с учетом рельефа предусматриваются особые формы благоустройства города, его озеленение, размещение малых архитектурных форм. Владивосток – это вам не Бердичев. Всегда надо учитывать, что он растет вверх.

- Не так давно утихли страсти по поводу переноса памятника флотоводцу Степану Макарову. Это ваша работа?

- Да! Известный объект. Причем столько было сломано копий во время обсуждений, стоит ли памятник на месте или нет. Но благодаря участию главного архитектора города Владивостока Андрея Сигидина мы сумели выполнить проект. И сегодня к памятнику адмиралу приезжают молодожены, туристы и просто приходят жители города. Всем нравится уютный уголок.

- Каким своим проектом вы можете гордиться?

- Из старых - полиграфическим комплексом «Дальпресс», знаменитой «тысячекоечной», котельной «Северная». Из новых - проект реконструкции «перепрофилирования» старой казармы под развлекательно-торговый комплекс (ул. Дальзаводская).

Сейчас занимаемся также проектированием элитного жилья. Это серия новых домов в районе Второй Речки. Монолитные 17-этажки разнообразят и добавят новый колорит в этот живописный уголок Владивостока.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, «Владивосток»