Мы пока не готовы
Завкафедрой религиоведения Института международных отношений ВГУЭС Елена Шевченко: - Я крайне отрицательно отношусь к введению курса основ православной культуры в средней школе. Об этом говорила и на заседании комиссии по делам религий в администрации Приморского края, хотя внутренне не имею никаких противоречий с православной верой. Я понимаю, что православная культура - это гораздо шире, чем православная вера. Я и мои дети принадлежим к православной культуре, и все-таки, если профессионально подходить к этой проблеме, считаю, что наша школа и ситуация в Дальневосточном многонациональном регионе не готовы к тому, чтобы вводить основы православной культуры в школе.
Завкафедрой религиоведения Института международных отношений ВГУЭС Елена Шевченко:
- Я крайне отрицательно отношусь к введению курса основ православной культуры в средней школе. Об этом говорила и на заседании комиссии по делам религий в администрации Приморского края, хотя внутренне не имею никаких противоречий с православной верой. Я понимаю, что православная культура - это гораздо шире, чем православная вера. Я и мои дети принадлежим к православной культуре, и все-таки, если профессионально подходить к этой проблеме, считаю, что наша школа и ситуация в Дальневосточном многонациональном регионе не готовы к тому, чтобы вводить основы православной культуры в школе.
Во-первых, это не культурологическая дисциплина. Хотя нам представляют ее именно так. Здесь присутствует некоторая доля лукавства. Если имели в виду культурологическую дисциплину, то ввели бы основы мировой культуры или историю религий мира. Тем не менее мы вводим основы православной культуры, отдавая тем самым некий приоритет православию как культурообразующей и главной религии в нашей стране. Я думаю, что это не совсем правильно. Потому что наш регион многонациональный и многоконфессиональный, и в наших школах учатся дети, принадлежащие к разным религиозным традициям: в том числе и к исламу, католицизму и т. д. Мы не можем в школе порождать тенденции национальной неприязни.
Даже факультативное введение этого предмета будет способствовать некоему расколу детей по религиозной и национальной принадлежности. В школе и так хватает проблем, чтобы получить еще одну головную боль.
Во-вторых, чтобы не порождать раскола светского образования внутри школы. По долгу службы я занимаюсь профориентационной работой и, часто бывая в школах, столкнулась с такой ситуацией. Сами учителя против введения основ православной культуры. Они ожидают, что если предмет будет введен, то в школу придут священники и люди не из сферы светского образования, и школьное пространство станет раздробленным. Появятся некие интриги. Это должна быть светская специальность.
Учителя не возражают, если историю религий мира будет читать историк или специалист-религиовед. Изучать ее не только интересно, но и необходимо, чтобы научиться понимать своих соседей. Неумение понять их и порождает конфликты.
Я хорошо отношусь к духовенству, но тем не менее кто из них будет читать эти предметы? Предполагаю, что основы православной культуры будут подменяться основами православной церкви.
И еще один момент: пролистывая учебник новой дисциплины, я столкнулась с тем, что он недостаточно проработан. К примеру, он начинается с акта сотворения Мира без комментариев как культурологических, так и исторических. Вместо православной культуры начинается богословие.
Мое мнение: если хотите изучать религию, то надо вводить либо историю религий мира, либо основы мировой культуры. Надо дать детям возможность познакомиться с другим видением этого мира. А почему не познакомить ребенка с исламской этикой? Может быть, от этого будет гораздо меньше возникать конфликтных ситуаций.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, «Владивосток»