Топор или скальпель?

Реформа среднего профессионального образования - цена вопроса.

28 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1451 от 28 окт. 2003

Реформа среднего профессионального образования - цена вопроса

«

БОЛЬШЕ НЕ ВЕРИМ НИКОМУ»

А вы знаете, что судьба нашего педагогического колледжа предрешена? Трижды вопрос рассматривался на краевой думе, – горячился директор колледжа Виктор Васильевич Зайков. – Причем с формулировкой “ликвидация”. И хотя нам говорят о реорганизации, мы уже ничему не верим”.

Вот уже больше года педагогический колледж

№ 1 похож на растревоженный улей: письма в инстанции, бурные собрания, суды…

В чем суть конфликта?

В том, что краевые власти хотят присоединить педагогический колледж к ДВГУ в качестве подразделения, создав университетский комплекс, - говорит директор колледжа Виктор Зайков. – Мы сначала согласились с таким решением. Однако методы осуществления идеи дискредитировали ее саму. С сентября 2002 года дальше слов дело не пошло. Ждем месяц, два, три – ни концепции объединения, ни устава нового комплекса, ни целей – ничего! Зато появился документ: проект постановления о ликвидации педколледжа. Побывали у нас и новые хозяева из ДВГУ, с удовольствием осмотрев “новые владения”: учебные площади, общежитие, профилакторий, гараж, автопарк – все, что нажито за много лет. Неплохая собственность для “приватизации”! И мы поняли подоплеку…... Между тем наше учебное заведение – не просто образовательное, но и социально значимое учреждение. Потому что единственный шанс для многих. Судите сами: студенты учатся бесплатно. Причем подавляющее большинство - дети из края, из самых бедных слоев населения, зато с хорошими аттестатами, нередко из учительских династий. Кто гарантирует, что в структуре ДВГУ они также будут учиться бесплатно? Нам уже намекнули, что неплохо бы самим научиться зарабатывать. Как? Учить педагогов на платной основе? И это суть всех реорганизаций? И государственный подход? Или все-таки назовем вещи своими именами: разрушение среднего педагогического образования…...”.

Между тем у педколледжа есть другой вариант перспективного развития

– создание образовательного комплекса с Уссурийским пединститутом. “Нам ближе это учебное заведение – как по номенклатуре педагогических специальностей, так и по духу, ведь мы много лет плодотворно сотрудничаем”, - утверждают в колледже.

БАБА С ВОЗУ

Увы, но все в области финансирования начального и среднего профессионального образования меняется крутым образом. Этим и вызвана необходимость всех наших действий, - объясняет ситуацию руководитель департамента науки и образования администрации Приморского края Сергей Пикин. – Если хотите, идет операция по живому. Сложная и болезненная для всех нас...”.

Дело в том, что 4 июля этого года президент Путин подписал закон: практически все учреждения начального и среднего профессионального образования к 2005 году должны быть переданы с федерального на бюджеты субъектов федерации. Причины? Во-первых, развитие бюджетного федерализма: вам нужны кадры, вы и готовьте

– тех, кто реально нужен. Во-вторых, вечная нехватка денег именно на образование, как и на медицину (впрочем, такого обоснования вы не найдете ни в одном официальном документе). И необходимость оптимизировать хотя бы те небогатые средства, что есть. В-третьих, тотальное демографическое уменьшение детей, благодаря которому, как утверждают в Минобразовании, количество мест в вузах скоро сравняется с количеством выпускников. Как в Японии. Аргумент, признаться, спорный, ведь хочется, чтобы на всех хватило не просто мест, а бесплатных...…

Еще на этапе обсуждения новый порядок вызвал бурные протесты педагогической общественности страны: как жить дальше? C одной стороны - громкие слова о внимании к молодежи, лозунги о поддержке среднего профтехобразования, тревога по поводу переизбытка специалистов с высшим образованием и нехватки токарей, слесарей, технологов. С другой

– недвусмысленный отказ в финансировании тех самых училищ.

Война войной, однако власти на местах стали ломать голову: как сохранить большую часть того, что есть? От чего можно отказаться?

По сообщению Сергея Пикина, в цифрах это выглядит так: из 2000 учебных заведений по стране, по предварительным расчетам, на федеральном бюджете останется лишь 178. Из 51 по Приморью

– хорошо, если три...… Остальное – на краевой. Сколько он выдержит?

Педагогические колледжи Приморья всегда были на краевом бюджете. Теперь

– по причине большого количества новых ртов – все пересматривается. И, похоже, шансов у педагогов почти никаких.

К трудному решению оптимизации расходов именно в педагогических средних учебных заведениях нас подвели еще и такие неопровержимые факты, - говорит Сергей Пикин. – Вот две цифры: если в 1990 году за парты края село 39 тысяч первоклассников, то в этом – 19 200. Число школьников сократилось на несколько порядков! 22 школы в крае закрыты в прошлом году – по причине отсутствия детей...… Все это абсолютно безрадостно, но реально. Сейчас наметилась робкая тенденция к увеличению рождаемости. Стараемся сохранить кадры в расчете на будущее. Но ситуация однозначна: на данном этапе нам не нужно так много педагогов начальной школы”.

Действительно, количество заявок на учителей начальной школы, по данным департамента образования, в этом году равнялось 18. Выпуск только одного владивостокского педколледжа

– более ста человек. Да, учительские коллективы стареют, школам нужны учителя физики и английского языка, химии и литературы – но с высшим образованием. И даже педагоги начальных классов с университетским дипломом на порядок конкурентнее своих коллег из педучилища.

Любопытно, что подобного рода мысли звучали и на седьмом съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года: ситуация, когда в школе работает много специалистов со средним образованием, становится нетерпимой, причем в начальных классах это тоже составляет проблему.

НА БЛЮДЕЧКЕ С КАЕМОЧКОЙ?

Объединение вокруг крупных университетов образовательных учреждений разного уровня - мировая тенденция, которая развивается неспроста, - считает ректор ДВГУ, доктор юридических наук, профессор Владимир Курилов. – Экономия материальных ресурсов, преемственность образовательных технологий, высочайшая квалификация преподавателей высшей школы, которые приходят в аудитории колледжа, училища, – это ли не преимущества? Плюс диплом университета: для специалиста, конкурирующего на рынке труда, такой статус важен.

Однако при наличии самой идеи у нас нет пока ни готовых рецептов, ни волшебной палочки! Как это сделать лучше, где изыскать финансы (если поначалу правительство обещало поддерживать университетские комплексы финансово, то потом минфин,

“одумавшись”, скорректировал позицию: особых средств нет). Возможно, наш комплекс будет выживать за счет того, что сможем использовать часть площадей педколледжа. Возможно, будут открыты новые специальности. Самое главное – мы реально отдаем себе отчет: переводить педагогическую подготовку в педколледже на платную основу нельзя. И нам придется поддерживать ее из внебюджетных средств. При доброй воле мы нашли бы решение”.

Кстати, в данной ситуации ДВГУ, вопреки подозрениям преподавателей колледжа, отнюдь не в лучшей позиции. Университет может получить пусть и не

“бесприданницу”, но серьезного нахлебника. Причем, может статься, без копейки бюджетных денег. Зачем?

Се ля ви”, - говорят здесь.

В университете традиционно много “убыточных” специальностей, - говорит проректор ДВГУ Борис Резник. – Другие вузы не спешат открывать, скажем, естественнонаучные специальности – дорого, неприбыльно. Мы все это упорно поддерживаем. Еще пример: совместно с ЮКОСом на базе ДВГУ обучаем учителей всего края компьютерным технологиям, неся огромные затраты. Зачем – спросите вы. Да за тем, чтобы наши потенциальные абитуриенты приходили с более высоким уровнем подготовки. По той же причине готовы взять в свою структуру педколледжи. Уже идет совместная работа с хореографической школой: на ее базе и в рамках ДВГУ создано среднее профессиональное училище. Пройдет несколько лет, подрастут ребята, и им не надо будет уезжать в другие города - мы уже пролицензируем специальности высшего образования в области хореографии”.

К слову, уже с 1 января 2003 года ДВГУ оплачивает за педколледж все коммунальные счета. Средние учебные заведения региона, почуяв сложную ситуацию, повеявшую из правительства, ищут крыло сильных партнеров. Педколледж пока на других позициях.

А почему департамент образования не поддерживает союз колледжа с Уссурийским пединститутом?

Отказываться от союза с ДВГУ и настаивать на пединституте – каприз какой-то. Ведь это несравнимые вещи! - говорит начальник отдела педагогических кадров департамента образования Людмила Борбот. – Территориально ДВГУ и колледж во Владивостоке. Материально ДВГУ гораздо крепче стоит на ногах, в то время как УГПИ сам испытывает тяжелые финансовые проблемы. И самое главное – статус: ДВГУ – университет, имеющий авторитет в мире, диплом ДВГУ несравним на рынке труда с дипломом Уссурийского института…...”.

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Безусловно, сомнений на непроторенном пути пока больше, чем готовых решений. Убежденными сторонниками позиции педколледжа выступают, например, ряд депутатов краевого Законодательного собрания.

“Знаете ли вы, что в краевом бюджете-2004 уже нет педагогических колледжей? – говорит депутат Александр Передня. - Неужели у ДВГУ легко найдутся деньги на содержание еще одного учебного заведения? Неужели федеральный бюджет, который активно “сбрасывает” с себя среднее профобразование, вдруг возьмет на содержание владивостокский колледж, который был до этого на краевом бюджете? Я не верю в чудеса и думаю, что за красивыми словами о реорганизации последует введение платы за обучение...… Значит, сэкономив на одном, мы потом вынуждены будем тратить гораздо больше на реабилитацию, на выправление судеб тех детей, что не получили возможности учиться бесплатно.

Если и говорить о необходимости изменения структуры среднего образования в крае, нужно начинать с общих проектов и расчетов. Где мониторинг

– какие специалисты востребованы, а какие нет? Каков план на несколько лет вперед? Такой программы депутатам не представлено”.

Мы действительно в неведении, что нас ждет в новом году, - делится своими опасениями Лариса Трофимова, директор другого владивостокского педколледжа № 2, который, в отличие от коллег, уже год назад согласился войти в состав ДВГУ. – Беда в том, что механизмы трудного перехода на новые рельсы вырабатываются по ходу дела. В том числе до сих пор не определены источники финансирования. В некотором роде ситуация напоминает поговорку: поехали – потом запряжем...… И тем не менее перспективы развития для нас интересны. А для студентов ситуация, безусловно, изменилась в лучшую сторону”.

По сообщениям информационных агентств, в государственном бюджете на 2004 год, принятом на днях во втором чтении, строка

“Образование” занимает по объему третье место после силовых структур. Как-то не вяжется с тем, что среднее профессиональное образование в стране вдруг стало лишним…

Внушает надежду единственное. Все участники конфликта сходятся в одном: среднее профессиональное образование однозначно должно оставаться преимущественно бесплатным (собственно, из-за чего и весь сыр-бор!). Не только потому, что это перспектива российской экономики. Но и потому, что училище, техникум, колледж

– еще и социальная ниша. В обществе, где главной проблемой общества остается бедность...

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»