Чужих детей не бывает

На вопросы наших читателей отвечала начальник отдела специального образования департамента образования и науки администрации Приморского края Татьяна ПЕРМИНОВА.

28 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1451 от 28 окт. 2003

На вопросы наших читателей отвечала начальник отдела специального образования департамента образования и науки администрации Приморского края Татьяна ПЕРМИНОВА.

НЕ ПРЕПОНЫ, А ОСТОРОЖНОСТЬ

- Здравствуйте, Татьяна Александровна! Честно говоря, я киплю от возмущения. Согласитесь, что усыновление ребенка

– дело нужное. Но ведь на пути сплошные препоны: требуют справки, медицинское освидетельствование. Я потратила весь свой отпуск на сбор бумаг, да и денег немало. Неужели нельзя больше доверять людям?

- Правила передачи детей на усыновление утверждены постановлением правительства РФ от 29 марта 2000 года. На мой взгляд, перечень документов вполне обоснован. Ведь передавая ребенка в семью, мы должны быть уверены, что он будет воспитываться в надлежащих условиях, обеспечен материально и получит родительскую заботу и внимание. К сожалению, бывают случаи, когда малыша хочет взять больной человек, которому самому вскоре может понадобиться помощь. Или мужчина, создавший новую семью, идет навстречу женщине и соглашается на усыновление воспитанника детдома, но при этом не уделяет внимания и не участвует материально в воспитании собственных детей от первого брака. Можно такому человеку отдавать и так уже пострадавшего ребенка? Естественно, и судимость мы должны проверить, и материальное положение, и жилищные условия. Но никаких искусственных препонов никто не создает, все делается только во благо детей.

- Это

«Прямая линия»? Здравствуйте. Мне кажется, что совершенно необоснованно воспитанников детдомов держат в изоляции. Я попыталась просто прийти в детский дом, поиграть с детьми, но меня не пустили. Но это же не концлагерь. Зачем такие строгости?

- А вы, взглянув на человека, можете точно определить, какие цели он преследует? Не дай бог, это маньяк. Да и просто бывают люди, которые отрицательно влияют на неокрепшие души

– поведением ли, словами, информацией. Поэтому правильно поступают сотрудники, не пускающие к ребятам посторонних. Для общения необходимо сначала получить разрешение в органах опеки и попечительства, специалисты которых вправе затребовать необходимую информацию о потенциальном «госте».

-

Значит, взять ребенка к себе домой погостить – тоже проблема? Опять же документы необходимо оформлять?

- Безусловно, но, естественно, не в таком большом объеме, как это необходимо при усыновлении.

- И все-таки я считаю, что надо больше доверять директорам детдомов. Пусть они решают, кого можно пускать к детям.

- По закону данные учреждения считаются закрытыми, директор не вправе принимать такое решение. Как и отдавать детей непроверенным лицам

– к сожалению, встречаются люди и с недобрыми намерениями.

К РОДИТЕЛЯМ-ИНОСТРАНЦАМ

- Здравствуйте, Татьяна Александровна! Меня тоже Татьяной зовут. Хотелось бы услышать ваше мнение о зарубежном усыновлении. Это хорошо или плохо? Согласитесь, хочется, чтобы наши дети росли у нас. Вы следите как-нибудь за судьбой тех, кого забрали иностранцы?

- Сразу скажу, что лично я одинаково отношусь и к российскому, и к иностранному усыновлению. Считаю, что ребенок имеет право на родителей. Если их нет на родине, то почему не иметь семью в Америке или Франции? Всем ведь хочется ласки, заботы, любви. Никакой, даже самый хороший детский дом не заменит родителей. На мой взгляд, нужно прежде всего думать о самих детях, об их счастье. На второй вопрос о контроле за дальнейшей судьбой детей я тоже отвечаю положительно. Мне приходится просматривать отчеты из-за рубежа

– на фотографиях такие счастливые лица, строки писем такие искренние, что на душе становится тепло. Иногда люди, взявшие уже ребенка у нас, приезжают еще раз – еще за одним. И нашего маленького земляка с собой привозят. Видели бы вы, как такие детки виснут на шеях своих новых родителей, как любят их!

- Иностранцы стараются сохранить тайну усыновления?

- В отличие от России

– нет. У нас разный менталитет. Россияне порой даже в другой город переезжают, чтобы все скрыть. За рубежом из этого секрета не делают, и от этого дети их не меньше любят, не переживают никакой трагедии, случайно узнав, что мама и папа неродные. В ребенке даже воспитывают любовь к его настоящей родине, он имеет право вернуться в Россию.

- У меня еще один вопрос, Татьяна Александровна.

- Пожалуйста.

- Я слышала, что у нас работают коммерческие фирмы по усыновлению. Сомневаюсь, что они занимаются откровенной продажей детей, но если уж существуют, то, наверное, чтобы хорошо заработать?

- У вас несколько неверная информация. Само по себе усыновление в нашей стране бесплатное, однако существуют некоммерческие международные агентства, которые получили аккредитацию на право работы в Российской Федерации. Представители этих агентств вопросами подбора детей не занимаются, они оказывают помощь потенциальным родителям, которых необходимо встретить в чужом городе, поселить в гостинице, обеспечить переводчиком. За это им, естественно, платят. Но ни в коем случае не за детей.

НЕЗАМУЖНЯЯ И ЕВРЕЙКА

- Татьяна Александровна, объясните, пожалуйста, к кому мне обращаться, если я выбрал ребенка по фотографии в газете. Живу в Яковлевском районе, а мальчик во Владивостоке.

- Вам нужно обратиться в органы опеки администрации своего района. Кстати, вам могут предложить ребенка и из более близкого детского дома.

- Да уж очень этот приглянулся, владивостокский. На жену похож.

- Ну если выбрали, желаю удачи.

- Спасибо.

-

«Прямая линия»? Здравствуйте. Скажите, может ли быть препятствием для удочерения семейное положение? Так уж получилось, что я не замужем.

- Законом РФ не предусмотрен отказ только потому, что женщина одинока. И женщина, и мужчина имеют право стать усыновителями, если в состоянии дать ребенку все необходимое.

- А по жилищным условиям есть ограничения?

- Не помню ни одного случая, чтобы людям отказали из-за маленькой квартиры

– в России далеко не все обеспечены квадратными метрами по норме. Ну если уж совсем не подходящие для жизни условия…...

-

У меня еще одна проблема – астма.

- Думаю, противопоказаний не будет, медицинские работники прекрасно понимают, что астма

– не помеха стать любящей мамой и осчастливить ребенка.

- Спасибо вам большое.

- Татьяна Александровна! У нас погиб единственный взрослый сын, внуков нет. Хотелось бы успеть воспитать мальчика. Не будет ли наш возраст

– нам обоим за 50 – препятствием?

- Ваш вопрос требует индивидуального подхода. Необходимо учесть состояние вашего здоровья, материальное обеспечение, возраст ребенка, которого вы хотите взять. И форму устройства нужно обговорить

– усыновление, опека или патронат. Вы где живете?

- Во Владивостоке.

- Давайте договоримся с вами о встрече, тогда все и обсудим.

- Спасибо. Я обязательно приду.

- С Татьяной Александровной можно поговорить? Здравствуйте. Может, мой вопрос покажется вам странным, но мы с мужем хотим взять девочку, которую увидели в газете. Она русская, а о моей национальности нетрудно догадаться по имени

– Роза Вениаминовна. Нам могут не дать ребенка?

- Ну, национальность не может стать препятствием к усыновлению. Хотя должна сказать, что это редкий случай. Обычно хотят взять похожего ребенка. Вас не смущает, как будете объяснять подросшей девочке, почему она на вас не похожа?

- Знаете, и родные дети иногда не похожи на родителей.

- Согласна. Поэтому желаю успеха, пусть ваша семья станет счастливой.

- Татьяна Александровна, пожалуйста, сразу не осуждайте меня, но ситуация действительно сложная.

- Рассказывайте, не стесняйтесь.

- В общем-то история не редкая

– как говорится, поматросил и бросил, а я с сыном на руках. Ему сейчас третий годик, я его очень люблю, но жить практически не на что – все такое дорогое. Стараюсь малыша ни в чем не обделять, но тогда нужно совсем на себя рукой махнуть, а я еще молодая. Скажите, если я устроюсь за границей поработать, можно мне сыночка на время в детский дом отдать?

- В исключительных случаях по заявлению родителей такое бывает, для решения этого вопроса необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. Но все-таки рекомендую вам подумать

– может, и здесь найдете возможность подработать?

- Пробовала, все бесполезно.

- И все же подумайте, за границей можно не столько приобрести, сколько потерять. Да и ребенок переживет сильный стресс.

- Татьяна Александровна! Нас тут несколько мамочек у телефона. Детишки растут, вещи остаются. Их можно в детский дом отнести?

- Я хорошо вас понимаю, благодарна вам за отзывчивость, но администрация Приморского края ежемесячно выделяет достаточно средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому нет необходимости направлять в детские учреждения вещи, бывшие в употреблении. Спасибо вам.

ПРОМОЛЧАТЬ ИЛИ СКАЗАТЬ

- Здравствуйте, меня зовут Светлана Николаевна. Хотелось бы поговорить с Татьяной Александровной.

- Я вас слушаю, здравствуйте.

- История, о которой я хочу рассказать, случилась очень давно. Мои знакомые взяли из детского дома годовалую Мариночку. Потом муж из семьи ушел, а мать все силы отдала воспитанию ребенка. Они очень дружили, заботились друг о друге. До тех пор, пока соседи-

«доброжелатели» не раскрыли девочке тайну. Не знаю, может, сейчас и не скрывают от детей, что они чужие, тогда все было иначе. Маринке было уже 17 лет, вроде должна все понимать, но она не просто шок испытала, в ней вспыхнула ненависть к матери! Пришлось разменять квартиру. Потом Марина родила без мужа. Ей трудно, но к матери не обращается. А та, хоть и болеет сейчас, готова забыть все плохое, помочь дочери, нянчиться с внучкой. Но Марина на контакт не идет. На ваш взгляд, можно было как-то разрулить эту ситуацию?

- Ох, и сложный вопрос вы задали. Наверное, в каждом случае родители должны почувствовать, когда и как поговорить с ребенком.

- Может, лучше было уехать?

- Все равно сохранить тайну очень сложно. Бывают случаи, когда детей берут в другом городе, а секрет все равно выплывает наружу. Хотя по закону люди, нарушившие тайну усыновления, должны привлекаться к ответственности. Кроме того, согласитесь

– и с родными детьми мы иногда не можем найти общего языка, бывают конфликты. Надо учиться прощать.

- Поэтому я и позвонила. Может, Мариночка прочитает и опомнится, пожалеет мать.

- Я тоже буду на это надеяться, ведь, как вы говорите, они были друзьями.

ВОПРОСЫ ВДОГОНКУ

Уже после проведения

«Прямой линии» нам позвонили несколько человек, не успевшие задать свои вопросы. Татьяна Александровна ответила и на них.

- Если рождается неполноценный ребенок и родители вынуждены отдать его государству, куда он попадает? Есть ли у нас такие же случаи, как с сестрами Кривошляповыми, сиамскими близнецами, над которыми долгие годы проводились эксперименты?

- Для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии в крае создана и функционирует полная сеть учреждений. Эксперименты над детьми не проводятся.

- Чем социальный приют отличается от детского дома?

- Социальный приют

– это учреждение временного пребывания детей, детский дом – постоянного. В приют дети поступают с улицы и находятся там до полного выяснения обстоятельств и подготовки документов, после чего либо возвращаются родителям, либо передаются на воспитание в детский дом.

- Когда перестанут задерживать пособия на опекаемых детей?

- Такого в нашем крае нет в течение последних двух лет. В Положении о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденном приказом

№ 199 Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года, говорится, что деньги выплачиваются ежемесячно в полном размере не позднее 15-го числа следующего месяца. Таким образом, предположим, за октябрь деньги выплачиваются с 25 октября по 15 ноября. Если вдруг где-то есть нарушения (хотя в это трудно поверить), сообщите по телефону 400-400.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»