…И мастера уходят на линию

Как и 80 лет назад, когда была открыта междугородная телефонная станция, потребность в умелых и фанатичных людях не исчезла.

24 окт. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1450 от 24 окт. 2003

Как и 80 лет назад, когда была открыта междугородная телефонная станция, потребность в умелых и фанатичных людях не исчезла.

Алексей Мармило – молодой и блестящий инженер-программист Уссурийского межрайонного узла электросвязи Приморского филиала ОАО «Дальсвязь» - из новейшего поколения профессионалов-связистов. С красным дипломом окончив Дальневосточный государственный  технический университет, он не колеблясь пошел работать в связь, где, как и в других отраслях, именно сейчас внедряются новейшие цифровые технологии. Теперь он с легкостью щелкает  не только диктуемые производственным процессом задачки, но и составляет для своих коллег упрощенные программы управления новыми цифровыми станциями. И ему, глубоко знающему электронику, наверное, сегодня кажутся смешными и допотопными те невероятные трудности и сложности, с которыми 80 лет назад столкнулись отцы-основатели первой междугородной линии телефонной связи в Приморье. И в самом деле, то был далеко не кибернетический уровень. И все же…

ДАЕШЬ ТЕЛЕГРАФ

Строго говоря, история начинается не с 1923 года, потому что отсутствие междугородного телефона еще не означает, что в городах и весях Приморья в конце XIX века жили обособленно и совсем никак не общались с жителями соседних поселений. Сначала российские казачки, а затем и переселенцы протоптали в тайге массу стежек-дорожек, со временем превратившихся в дороги и тракты, по которым и «бегала» курьерская почта.

Что касается села Никольского, из которого и вырос современный Уссурийск, то он и вовсе был основан, что называется, на перекрестке семи дорог и являл собой не что иное, как транзитный пункт для кочевого народа и, как назвали бы их сегодня, командированных. Понятно, часть взвесей этого полноводного потока великого переселения не могла не зацепиться за только что возникшее поселение. Может, именно потому и выросло здесь село в достаточно короткие сроки, что более или менее освоенный и обустроенный пеший шлях (как впоследствии и Транссибирская железнодорожная магистраль к побережью Тихого океана – хоть к Владивостоку, хоть к Посьету, хоть в Золотую долину и далее на север и обратно на запад) вел именно через него. Можно было, конечно, рискнуть и пойти напрямик, да только в дебрях Уссурийской тайги в те годы было не разгуляться, особенно с телегами, груженными домашним скарбом.

Потому и нет ничего удивительного в том, что именно в селе Никольск-Уссурийском в 1882 году, через 16 лет с момента освоения, была открыта телеграфная контора. По нынешним временам – не бог весть что за событие, особенно если припомнить, что в западных губерниях России, не говоря уже об обеих столицах, уже вовсю пользовались телефоном. Однако для таежной глухомани установка телеграфа  - сродни технической революции глобального масштаба. Это вам не скорость курьера, который при всем своем старании, меняя лошадей и не тратя времени на сон и отдых, все равно меньше чем за двое суток до Владивостока депешу не доставит. Учесть надо и то, что наши предки совершили поистине героический трудовой подвиг – в кратчайшие сроки протянули 100-верстную воздушно-столбовую линию до Владивостока, которая будет служить связистам и всем приморцам едва ли не до середины XX века.

БАРЫШНЯ НА ПРОВОДЕ

Сейчас уже и поколению, выросшему и состарившемуся при Советской власти, не надо доказывать, что отнюдь не решения партии и правительства являются двигателем прогресса. Нормальная конкуренция и здоровое предпринимательство – вот что в первую очередь жадно востребует достижения науки и техники. И история появления междугородной телефонной связи в Приморье – тому лишнее подтверждение.

В 1911 году предприниматели города Никольск-Уссурийска составили петицию на имя приамурского генерал-губернатора Л. Н. Гондатти с просьбой учредить телефонную связь с городом Владивостоком. К тому времени в Никольск-Уссурийске уже была установлена коммутаторная станция на 50 номеров, и народ обеспеченный, естественно, захотел большего. Очевидно, и деньги готовы были дать на строительство линии, благо, столбы ведь уже стояли. Оставалось лишь подвесить на них еще один провод да обустроить рабочие места барышень.

Сегодняшние коммерсанты легко поймут своих коллег начала века. Факс это по сути (но не по техническим решениям!) внук или правнук телеграфа - конечно, хорошо, но ничто не заменит приватного телефонного разговора с человеком, с которым ведешь дело. Слово на Руси издавна ценилось куда выше бумаги, которую легко подделать вместе с подписью.

И ведь быть бы проекту реализованным, не вступи Россия в свою кроваво-черную полосу. Сначала первая мировая война, затем октябрьские события 1917 года, теперь в зависимости от убеждений называемые то переворотом, то революцией, а потом и гражданская война отодвинули практическое воплощение задуманного уссурийскими коммерсантами более чем  на 10 лет. Но, видать, не случайно в 17-м в первую очередь захватывали почту и телеграф – понимали важность всех видов связи в управлении огромной империей. И потому очень логичным выглядит появление в Уссурийске барышни, обслуживающей междугородный телефон, уже через год после официального установления на Дальнем Востоке Советской власти - в 1923 году. Это событие и стало считаться началом развития междугородной телефонной связи в Приморье.

Тут надо отметить весьма существенную деталь. Еще в 1917 году старый режим успел-таки увеличить емкость станции до 300 номеров, но даже тогда среди них был лишь один личный – начальника уезда. Утвердившаяся Советская власть разрушила все, но вот этот порядок оставила – практически все номера в городе были служебными, с ними барышня и могла соединить владивостокских абонентов. И вряд ли простой строитель коммунизма имел доступ к межгороду. Строго говоря, это не была станция, а просто дополнительное оборудование, но даже оно не исключало организации междугородных переговоров по вызову по примеру более поздних междугородных станций.

А первая станция в Уссурийске появилась лишь в 1948 году. Трофейное оборудование фирмы SIEMENS емкостью в три тысячи номеров, бог знает как попавшее в Уссурийск (предположительно из Маньчжурии), по современным меркам не ахти как продвинутое, к тому же и старое, но соединять, скажем, владивостокцев с абонентами Уссурийска с помощью той же барышни могло. Если, конечно, работало, а с этим как раз и были проблемы, потому что заботы в обслуживании доставляло просто немыслимые. Специалистов ведь, особенно после войны, найти было трудно, если не сказать почти невозможно. Но Россия тем и отличается от других стран, что на ее просторах всегда находятся умельцы, имеющие золотые руки и способные лишь своей головой дойти до, кажется, сугубо научных материй.

РУКОДЕЛЬЦЫ

Это сейчас Галина Юрьевна Назаренко, имеющая высшее электротехническое образование, – главный инженер Уссурийского межрайонного узла. А в 1977 году она была просто 18-летней девчонкой, можно сказать, случайно трудоустроившейся на Уссурийский телеграф. «Барышней» при аппарате не пошла, а сразу стала учеником электромонтера, и вот тут повезло ей просто сказочно. Начальником у нее стал старший инженер Александр Сергеевич Попов, связист, что называется, от бога. А в том же здании и даже на том же этаже через коридор размещался цех междугородной связи, где правил бал старший инженер Иван Никифорович Карабут – человек-легенда, не имевший специального образования, то есть вовсе никакого, он был гениальным практиком, рукодельцем, внутренним чутьем чувствующим «болезнь» оборудования, в котором, кажется, и сам растворялся и творил изнутри. Оба начали работать в 1947 году, оба обеспечивали исправность линий, обслуживать которые вплоть до 70-х годов выезжали на лошадях, впряженных в телегу. И оба при полном отсутствии запчастей умудрялись поддерживать архаичное оборудование в исправном состоянии.

Надо особенно подчеркнуть, что Россия, да и весь Союз всегда опаздывали с модернизацией систем связи. И это при  том, что наша наука, безусловно, была впереди планеты всей - с внедрением этих достижений в народное хозяйство дела обстояли плохо. Может, в военно-промышленном комплексе связь и была на уровне мировых стандартов, а на гражданке полупроводниковые системы и схемы, позволяющие значительно минимизировать и одновременно увеличить емкость (количество абонентов) станций, пришли к нам на 10-15 лет позже, чем, скажем по-старому, в капиталистическом лагере. То же самое произошло с оптико-волоконными кабелями, пришедшими на смену обычным медным, а сейчас происходит и с цифровыми технологиями, которые на Западе (не на нашем!) уже стали обыденным явлением. Вот почему в те годы связь, оборудованная техникой, о которой уже забыли в развитых странах, просто не могла нормально функционировать без таких самородков, как Попов и Карабут.

- Из-за этих людей и осталась в связи, - рассказывает сегодня Галина Юрьевна, - без калькуляторов и компьютеров, только на основе таблиц да собственных совершенно непонятных интуитивных знаний они по части ремонта, по части из ничего сделать нечто пригодное для эксплуатации просто не имели равных. Ведь не случайно у Карабута, не имевшего никакого образования, работали дипломированные специалисты, которые потом «вырастали» и уходили, а он оставался. Хорошая школа.

Этих людей уже нет, но остались их продолжатели, может, и не прямые, но по духу, растворимости в деле, которое им поручено, явные наследники старых мастеров. Например, начальник производственной лаборатории Павел Андреевич Яковлев. Выпускник военного училища связи, он обладает двумя никем не превзойденными качествами – великолепный организатор коллектива, умеющий включить его в общую работу по реализации проекта, и столь же непревзойденный мастер по части выдвижения, на первый взгляд, совершенно завиральных идей. Одна из последних – проект реконструкции сельской пригородной связи Уссурийского района с переводом межстанционных систем на цифровые технологии. У оппонентов была масса контрдоводов, главный из которых – предприятие технически не готово к такой реконструкции. Технически, может, и не было готово, зато люди были готовы. Потому что Яковлев со своим коллективом не только убедил руководство в необходимости реализации проекта, но и сам же со своим коллективом «смастерил» то, что задумал.

Юрий Георгиевич Семенов, инженер отдела автоматизированных систем управления, Виталий Петрович Багрин, начальник линейно-кабельного участка ГТС, Александр Михайлович Косир, старший инженер Камень-Рыболовского цеха электросвязи – не перечислить всех рукодельцев, на знаниях и практических навыках которых сегодня держится техническое благополучие УМУС. Конечно, сегодняшнее оборудование станций требует от персонала солидных теоретических знаний, но все равно без умелости технарей-рукодельцев, даже некоторого их фанатизма, их внутреннего, на уровне подсознания, проникновения во все эти загадочные физико-математические процессы обеспечить его бесперебойную работу крайне сложно.

* * *

Сегодня Уссурийский межрайонный узел связи возглавляет Александр Иванович Маштаков, настоящий профессионал и мастер своего дела. Всеми структурными подразделениями Приморского филиала ОАО «Дальсвязь» управляют менеджеры, как сейчас принято говорить, с новым мышлением. И первое, за что они берутся, - это за внедрение новейших научных разработок как в кабельном хозяйстве, так и в станционном оборудовании.

После некоторых реорганизаций Уссурийский узел связи  трансформировался в межрайонный, расширив таким образом свою сферу ответственности еще на пять близлежащих районов. И если сейчас его хозяйство сравнивать с обычной стройкой, то напоминает оно новострой, капитальное строительство новых систем связи. Только к концу этого года всего по узлу будут заменены на цифровые восемь станций, а количество абонентов приблизится к 58 тысячам.

По сути, сейчас происходит та же техническая революция, что совершилась в конце XIX века с установлением телеграфа, а затем, уже в веке XX - и междугородного телефона. Так что фантазии молодых специалистов есть где разгуляться, есть к чему приложить свою неуемную энергию и теоретические знания. История повторяется, только на новом техническом и философском уровне, и связистам по-прежнему нужны люди, слившиеся со своим делом в единое целое.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»