Транзитный уран
Ровно неделю назад премьер Михаил Касьянов распоряжением правительства утвердил перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах (то есть, как пояснили корреспонденту «В» знающие люди, в специальных герметичных контейнерах). В коротком (всего 13 портов) списке «счастливцев» - Владивостокский морской торговый порт и порт Большой Камень.
Ровно неделю назад премьер Михаил Касьянов распоряжением правительства утвердил перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах (то есть, как пояснили корреспонденту «В» знающие люди, в специальных герметичных контейнерах). В коротком (всего 13 портов) списке «счастливцев» - Владивостокский морской торговый порт и порт Большой Камень.
Означает ли это, что уже буквально завтра через весь город побегут радостно вагоны с тревожной маркировкой, а порт, к которому спускаются спальные микрорайоны, будет принимать «отходовозы» - вот вопрос, который весьма обеспокоил владивостокцев, и без того болезненно (после аварии в бухте Чажма) относящихся к атомной теме.
Успокоить горожан особо нечем. Как известно, закон о ввозе радиоактивных отходов в нашу страну на практически вечное хранение был принят всеми инстанциями, несмотря на сильное давление общественных организаций. Будут ли те же власти прислушиваться к желаниям граждан в таком мелком вопросе, как порт ввоза? Вряд ли.
Однако, как сказал начальник Приморского отделения инспекции радиационной безопасности Василий Малеёнок, Владивосток скорее всего включен в список не для приема отходов (уж больно дорого встанет перевоз, для этого выгоднее использовать европейские морские ворота - Архангельск, Калининград, Санкт-Петербург), а для возможности экспорта российского обедненного урана (гексофторида урана) - потенциального топлива для атомных станций. Кроме того, теперь в порт смогут заходить атомоходы (вспомните, какой ажиотаж вызывал в свое время атомный лихтеровоз «Севморпуть», только появившийся на владивостокском рейде). Большой же Камень появился в списке в связи с работой установки «Ландыш».
Конечно, ввозить или вывозить будут через Владивосток уран - уже не столь важно. Граждане, которых заботит не только сиюминутная выгода, но и будущая безопасность, в принципе против таких рискованных проектов, как превращение страны в свалку, пусть даже и за деньги. В связи с этим общественная группа «Экозащита!» и поддерживающие ее организации (во Владивостоке это движение «БРОК») распространили информационное сообщение, в котором, в частности, говорится: «Более 50 экологических и правозащитных организаций ведут сейчас кампанию по информированию населения о позициях депутатов действующей Госдумы по экологическим проблемам, прежде всего по проблеме ядерных отходов. Но очевидно, что одного информирования недостаточно. Необходимо продемонстрировать нашу гражданскую позицию ярко и публично!
В связи с этим мы выступаем с инициативой провести 25 ноября 2003 года День акций, направленных на информирование избирателей в России о тех депутатах, которые проголосовали за ввоз ядерных отходов и теперь снова баллотируются в Думу на новый срок».
В качестве возможных вариантов экологи рассматривают пикеты и театрализованные акции у штабов “ядерных” кандидатов и “ядерных” партий (фракций); информационные пикеты; публичную передачу писем протеста; пресс-конференции и «круглые столы» по проблеме. О том, какие акции состоятся во Владивостоке, «В» сообщит ближе к 25 ноября.
Узнать же о том, как голосовали (и голосовали ли вообще – есть и такие, что просто вопрос проигнорировали) депутаты от Приморья по проблеме ядерных отходов, вы можете, например, на сайте deputatov.net.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»