Скверные отношения
Недавно по приглашению своего друга я посетил город Владивосток, лежащий не столь далеко от Страны восходящего солнца, моей родины. Раньше много слышал о нем, когда-то мои предки, еще до революции, бывали здесь.
Недавно по приглашению своего друга я посетил город Владивосток, лежащий не столь далеко от Страны восходящего солнца, моей родины. Раньше много слышал о нем, когда-то мои предки, еще до революции, бывали здесь.
Ваш город расположен в очень живописном месте, хотя его жители, как и мы, страдают от муссонного климата. Вероятно, основатели наших городов не всегда руководствовались заботами о будущем. Хотя кто бы мог предположить, что в жизни так многое может совершенно измениться. Так, узкие улицы вашего города оказались не в состоянии вместить такое огромное количество автомашин, привезенных из моей страны. Иногда мне даже казалось, что я нахожусь не во Владивостоке, а в моем родном Токио. Но и многое огорчало. Очень удивляло большое неуважение водителей друг к другу и к пешеходам. У нас пешеход – это святое. Да и уважение к людям, особенно старшего возраста, заложено в японце с детства.
По специальности я лесовод, паркдизайнер. И меня как специалиста очень удивили не только голые горы в городе, но и отношение к зеленым насаждениям немногочисленных парков и скверов. Может быть, оно в русском языке происходит именно от последнего слова (как мне объяснил мой друг) – «скверное». Очень похоже, что людей, которые стригут кустарник и подрезают деревья, никто никогда и ничему не учил: они дилетанты.
А ведь деревья тоже живые существа и шоковой хирургии не выносят. Нельзя создавать неумелым обращением лишние предпосылки для болезней. С моим другом, доктором истории, мы много гуляли по городу пешком, и я увидел, что деревья не ухожены и почти все больны. Их ветки и стволы похожи на руки и суставы человека, больного подагрой. Все они в немой мольбе тянутся к небу. В вашем городе, не столь богатом на зелень, очень много деревьев уничтожается просто беспричинно. Например, посадили около домов деревья. Они выросли и стали затенять окна. Жильцы без разрешения муниципальных органов эти деревья спиливают или снимают с них кору — от этого деревья гибнут. Или очень большие деревья обрезают чуть ли не под корень, видимо, надеясь на то, что будет расти молодая поросль. Эти деревья обречены.
Мне как человеку, влюбленному в деревья, просто стало плохо, когда я увидел результаты безжалостного, варварского уничтожения хвойных и лиственных деревьев - и где?! — около Ботанического сада! Это вообще нонсенс! У нас в тех случаях, когда деревья мешают, их попросту аккуратно пересаживают, используя технику. Все старые деревья в городах Японии имеют инвентарные номера, и уничтожение их обойдется вам в очень крупную сумму штрафа. Чтобы удалить такое дерево, нужны особые разрешения. Но, видимо, у вас, как говорят по-русски, «своя рука - владыка».
В вашем городе, вероятно, есть грамотные лесоводы, которые могли бы дать серьезные рекомендации по зеленым насаждениям, породам тех деревьев, которые хорошо переносят загрязненную атмосферу современного города. Они смогли бы поучить и рабочих, как правильно вести подрезку деревьев. Уход за деревьями начинается прежде всего с удаления старых сучьев и сухих веток. Это надо делать обязательно, так как эти места - источник заболеваний и рассадник древоточцев. Подрезка ведется очень осторожно, как можно ближе к стволу, а ветки – под углом, чуть выше почки. Есть много деревьев, где эти условия не соблюдены. Именно в этих местах деревья «кровоточат» — истекают соком. Но сам по себе он не может залечить торчащий сухой сук. Его надо срезать, и тогда природа сама залечит тяжкое увечье.
Приморье, как я знаю, очень богато на прекрасные породы деревьев, но почему в городе растут только ильмы и тополя? Хотя тополь прекрасное дерево, особенно серебристый. И еще у вас есть удивительные деревья – пирамидальные тополя, которые, как сказал мне мой друг, были вывезены переселенцами с Украины. Они как будто специально предназначены для узких улиц Владивостока. Две улицы, засаженные такими прекрасными тополями, есть в городе. Я несколько раз прошел одну из них из конца в конец. Возможно, и я возьму такие деревья для создания аллеи в моем городе.
У нас в Японии много прекрасных уголков, сделанных руками людей. У каждого жилого дома есть «нивб» — небольшой садик с маленьким водоемом, в котором мелькают спины японских карпов. После трудного дня хорошо посидеть под сенью деревьев, послушать их шелест, вдохнуть аромат листвы и цветов. Журчащая вода приятно ласкает слух. Окунешь ладонь в воду, проведешь ею по уставшему лицу – и как будто новые силы вольются в тебя.
Но, как сказал мой друг, во Владивостоке такие садики невозможны: на следующий же день всю рыбу выловят.
Сейчас в городе с укладкой брусчатки создаются очень благоприятные условия для озеленения: швы между плитками пропускают воду. А это то, что нужно для нормальной жизнедеятельности деревьев. Однако на улице Адмирала Фокина, по Океанскому проспекту и в других местах почему-то попросту уничтожили большие здоровые деревья. И что получилось? Открылась не очень красивая архитектура, которую раньше прикрывали деревья. Замечу, что здесь не слишком грамотное использование брусчатки для больших вазонов. Надо помнить, что город без деревьев и плетущихся по стенам растений мертв.
Хотелось бы видеть в вашем городе и его окрестностях больше прекрасной зелени. Успехов вам и удачи.
Автор: Вакаги ХАКАЙСЯ, г. Ёнаго, префектура Тоттори, перевел Юрий ВАСИЛЬЕВ, специально для «В»