Юбилей энергетических лучей
В последние полтора-два года «ЛуТЭК» меньше всего “светится” со своими проблемами, и о нем стали забывать. Точно так же, как забывают о пожарных, когда ничего не горит, или о медиках, когда здоровье не беспокоит. Край не лихорадят бесконечные отключения (тьфу-тьфу), главное предприятие энергетики Приморья работает стабильно, поэтому нет ничего удивительного в том, что оно ненавязчиво отошло “в тень”.
В последние полтора-два года «ЛуТЭК» меньше всего “светится” со своими проблемами, и о нем стали забывать. Точно так же, как забывают о пожарных, когда ничего не горит, или о медиках, когда здоровье не беспокоит. Край не лихорадят бесконечные отключения (тьфу-тьфу), главное предприятие энергетики Приморья работает стабильно, поэтому нет ничего удивительного в том, что оно ненавязчиво отошло “в тень”.
Заместитель генерального директора Дальневосточной энергетической управляющей компании по работе с ЗАО “ЛуТЭК” Олег Серебренников, оценивая ситуацию, говорит: кризис миновал.
- Технические показатели работы комплекса выровнялись, финансовый результат устоялся, и больше нет смысла нами “рулить” из Москвы, - рассказывает он. – Поэтому «ЛуТЭК» официально выведен из антикризисного управления.
Оперативный штаб (АКШ), который возглавлял первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов и который был образован в самые тяжкие для нас и других энергосистем времена, нашу работу признал положительной. По системе РАО Дальневосточная энергетическая управляющая компания вошла в четверку лучших.
- Эту высокую оценку подтверждает и тот факт, что теперь еще под крыло ДВЭУКа переданы тяжелые, с точки зрения энергетики, Камчатка и Сахалин, к тому же в канун зимнего максимума нагрузок...
- Руководителю компании Виктору Мяснику не впервой брать на себя ответственность. В 1995 году, в жутко трудное не только для энергетики, но и для всей страны время, ему удалось не оступиться и запустить самый главный – первый энергоблок Харанорской ГРЭС. Потом он сумел вывести из числа отстающих в десятку лучших Читинскую энергосистему. Дальневосточная энергетическая управляющая компания с современным менеджментом и слаженной командой – еще один шаг вперед.
Я считаю, что эффективные рычаги управления можно найти только в кризисной ситуации, когда обостряются противоречия, обнажаются все самые острые углы. Знаете, как в шторм, когда море волнуется и оголяются скалы, подводные рифы. Находишься на острие проблем, и отступать некуда. Появляется неподдельный азарт – лучший путь к успеху. У нас очень жесткое планирование, сориентированное на конечный результат. Сначала ставим точку, а потом поэтапно выстраиваем путь, по которому к ней должны прийти. В результате двух антикризисных лет выработалась работоспособная система.
- Но если все-таки вернуться к кризису, то в чем, на ваш взгляд, были главные просчеты?
- Дело даже не в просчетах, а в политике. Из-за взаимных неплатежей и без того катастрофически не хватало средств, так еще Приморье отказывалось вводить экономически обоснованный тариф. Мера, конечно, непопулярная в народе, но итог оказался еще более плачевным. Приморская ГРЭС была доведена до такого технического состояния, что не могла нести даже маломальскую нагрузку. Доходило до того, что энергоблок мощностью 200 мегаватт не тянул больше 100. Ремонты оборудования проводились не в полном объеме, оно не соответствовало никаким требованиям. Да еще и топлива не было, собственный угольный разрез, разрабатываемый с большими нарушениями технологии, не покрывал и доли потребности предприятия. Если еще учесть, что перекачать сюда электроэнергию из более благополучных энергосистем Сибири тоже было сложно из-за ограниченной пропускной способности линий электропередачи, то станет понятно, почему край погрузился тогда в темноту.
- Сейчас прорыв состоялся, и приморские потребители почувствовали это на себе. Насколько я знаю, помогли и большие инвестиции со стороны РАО «ЕЭС»?
- Да, конечно, инвестиции в 1,7 миллиарда рублей сыграли первостепенную роль. Средства пошли исключительно на развитие инфраструктуры угольного разреза, закупку новой мощной техники для его разработки, модернизацию железнодорожного комплекса. За прошлый год было добыто 6 миллионов тонн угля, в нынешнем добыча возрастет еще на 250 тысяч тонн. Такого роста показателей всего за один год нет ни на одном угольном разрезе вплоть до Урала.
- Теперь вы обходитесь только собственным топливом?
- В четвертом квартале нынешнего года действительно обойдемся без дальнепривозного угля. Но тут свою роль сыграло еще одно обстоятельство – ввод в строй Бурейской ГЭС. То, что она уже работает стабильно, мы почувствовали на себе – по выработке в этом квартале нас “подрезали” на 167 миллионов киловатт-часов (электростанции Сибири и Дальнего Востока работают на один баланс). А это как раз ведет к тому, что завозить уголь издалека будет без надобности.
- На сегодняшний день можно говорить об экономии еще и другого плана – на расходах, которые непосредственного отношения к производству не имеют. Все социальные объекты, которые прежде входили в структуру «ЛуТЭКа», переданы в муниципалитет?
- С точки зрения самого коллектива, это во многом непопулярная мера, но с точки зрения потребителей электроэнергии - должно быть только так и не иначе. С чего вдруг они должны оплачивать работу сельхозцеха, дворца культуры, рыбного хозяйства, детсадов? Все эти объекты в соответствии с федеральными законами переданы в ведение муниципальной власти. За собой мы оставили только то, что непосредственно связано с выработкой киловатт-часа и обеспечением края электроэнергией. Сегодня «ЛуТЭК» покрывает до 70 процентов потребности в ней Приморья, а это - пять с половиной миллиардов киловатт-часов в год.
Сегодня мы уже можем говорить о готовности энергетического оборудования к зимней нагрузке. Буквально на днях после реконструкции будет запущен пятый энергоблок электростанции, идут пусковые операции по его вводу в строй. Это последний блок из тех, которые нуждались в незамедлительном ремонте после пережитого «ЛуТЭКом» кризиса.
- Олег Николаевич, ваш прогноз по поводу конкурентоспособности продукции «ЛуТЭКа»?
- Считаю, что мы, решив промежуточные задачи, как раз находимся в той правильной точке, чтобы в 2004 году выйти на качественно более высокий уровень управления топливно-энергетическим комплексом. Он предусматривает оптимизацию загрузки генерирующих мощностей, снижение затрат на топливо путем совершенствования технологии собственной добычи, где главное требование уже не количество, а качество угля, поставляемого на Приморскую ГРЭС. Стараемся смотреть за горизонт. Такая постановка задач дает ответы на многие вопросы, в том числе и на ваш: да, «ЛуТЭК» попадает в конкурентоспособную позицию на энергетическом рынке, и его продукция будет востребована.
Историческая справка «В»:
1960 – Дальневосточные геологи в долине речки Бикин открыли богатейшее месторождение бурого угля
1965 – Это не первоапрельская шутка, 1 апреля приступает к работе дирекция строящейся Приморской ГРЭС
1968 – Возведение электростанции, угольного разреза, железнодорожного комплекса и поселка объявляется
Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Она берется на контроль Приморского крайкома КПСС, Центрального Комитета партии и отраслевых министерств
Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"