Давайте повинимся. Все – кому стало стыдно
Когда узнаешь о таких вещах, которые описаны в статье Т. Калиберовой «Кладбище с двойным «дном»» (газета «Владивосток», 24 сентября 2003 г.), становится жутко стыдно, будто сам тоже совершил подлость. К сожалению, такое отношение к праху погибших и умерших в нашем народе не редкость. Можно вспомнить захоронения “безродных” на кладбище в поселке Трудовое и на том же Морском кладбище - едва присыпанные мерзлой землей гробы из неструганого сырого горбыля и сваленные кучей безобразные бетонные надгробья. Как говорится, общественность возмущена, газета выступила. Но что дальше?
Когда узнаешь о таких вещах, которые описаны в статье Т. Калиберовой «Кладбище с двойным «дном»» (газета «Владивосток», 24 сентября 2003 г.), становится жутко стыдно, будто сам тоже совершил подлость. К сожалению, такое отношение к праху погибших и умерших в нашем народе не редкость. Можно вспомнить захоронения “безродных” на кладбище в поселке Трудовое и на том же Морском кладбище - едва присыпанные мерзлой землей гробы из неструганого сырого горбыля и сваленные кучей безобразные бетонные надгробья. Как говорится, общественность возмущена, газета выступила. Но что дальше?
Что скажут по этому поводу городские и краевые власти, прокуратура, наконец? Я не юрист, но, думаю, здесь без ее вмешательства не обойтись.
Мне известно еще одно японское кладбище - “пустышка”. Находится оно рядом с поселком Южно-Курильск на острове Кунашир. История его такова.
В японском предшественнике Южно-Курильска, поселке Фурукомапу, кладбище располагалось на песчаном берегу у северного склона сопки Длинной. В первые годы после окончания второй мировой наши, русские, поначалу хоронили умерших рядом с японским кладбищем (до 50-х годов). Но место было не совсем удобным - сильные ветры или засыпали могилы песком, или, наоборот, обнажали их. Вскоре под кладбище отвели новое место. А на старом японском постепенно образовалась поселковая свалка. Никто и не подумал, что это кощунство.
Советско-японские отношения, как известно, постоянно испытывали колебания то в сторону потепления, то, наоборот, охлаждения. В один из таких благоприятных периодов, в конце 60-х годов, японцам каким-то образом удалось получить согласие на посещение старых японских могил родственниками. Москва дала “добро”, не посоветовавшись с далекими Курилами.
Представляете, какая была паника в райкоме и райисполкоме, когда там получили распоряжение принять соседей. О том, чтобы за оставшееся время убрать двадцатилетнюю свалку, не могло быть и речи. Пошли по простому пути: у нового кладбища выгородили штакетником участок, сделали декоративные холмики, на которые установили откопанные на свалке японские надгробья. Естественно, японцам сказали, что из-за разрушения старого кладбища ветрами сделали перезахоронение в более уютном и подходящем месте. Не знаю - поверили ли в эту ложь несчастные родственники, но скандала поднимать не стали и совершили на ложных могилках положенный в таких случаях ритуал.
Меня даже не само отношение к могилам и покойникам убивает. Есть немало погребальных традиций у разных племен и народов: там, где вечная мерзлота, их даже принято подвешивать на деревья, а где голодно - могут и съесть. Меня убивает вранье. Сделали подлость – повинитесь, признайтесь в содеянном. Так ведь нет – все хотят выглядеть цивилизованно, поэтому и поддерживают вранье, пока подлог не всплывет наружу.
Кто-то должен от нас принести извинения. И не ждать, пока это сделают властные структуры. Думаю, надо всем, кому стало стыдно и неловко за свой народ, принести извинения японскому народу через консульство во Владивостоке и потребовать, чтобы этот случай был расследован и результаты преданы широкой огласке.
Автор: Анатолий ЧЕИКОВ, житель Владивостока