«Подпитка» для эмоций

Для тех, кто не ограничивается отправкой групп в Китай и продолжает лелеять, несмотря ни на что, мечту о Приморье как туристической Мекке, местные туры - это не бизнес, это лечение души. Они понимают, что рано или поздно придет день, когда самому себе надо будет честно ответить на вопрос: а что ты сделал для края?

26 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1434 от 26 сент. 2003

Для тех, кто не ограничивается отправкой групп в Китай и продолжает лелеять, несмотря ни на что, мечту о Приморье как туристической Мекке, местные туры - это не бизнес, это лечение души. Они понимают, что рано или поздно придет день, когда самому себе надо будет честно ответить на вопрос: а что ты сделал для края?

ПОПЫТКА ОЧАРОВАТЬ

Такие маршруты в большинстве своем отдачи не дают, наоборот, они нежизнеспособны, если их не подпитывать за счет более доходных зарубежных. Ведь надо платить за заказанный у автотранспортников автобус, за гостиницы, которые в глубинке запрашивают за постой очень даже прилично, за питание... Стоимость путешествия с учетом всех дорожных расходов оказывается сопоставимой по цене с поездками в Поднебесную. Когда есть такой выбор, он оказывается, увы, отнюдь не в пользу приморских красот.

Два года назад с одним из турагентств удалось проехать по всему краю, добраться аж до села Амгу и горячего минерального источника «Теплый ключ», куда еще недавно только вертолетом можно было долететь (несколько лет назад сюда пробили дорогу). Все участники поездки были зачарованы увиденным, оглушены нахлынувшими эмоциями. А еще стало досадно. Ведь мы могли всю жизнь прожить в Приморье и никогда не увидеть ни озера Благодатного в Сихотэ-Алинском заповеднике, у которого действительно благодать снисходит на душу, ни величественных ущелий в сердце тайги, ни удивительных водопадов и перекатов на горных реках и многих других мест, после знакомства с которыми по-настоящему осознаешь, что такое Приморье.

- Прошлым летом я вновь пыталась организовать такой тур, давала объявление в газете, - рассказывает Ольга Васина, руководитель агентства. – Был шквал звонков, но когда мы называли цену, энтузиазм у потенциальных туристов пропадал. Группу так и не удалось вывезти. А этим летом я уже и не пыталась.

Ольга Ивановна более десяти лет назад загорелась идеей проторить туристический маршрут в Тернейский район - самый отдаленный, но и самый экзотический. Нашла полную поддержку у здешней администрации, которая, несомненно, тоже заинтересована, чтобы к ним приезжали туристы. К тому же по пути можно познакомиться с достопримечательностями Арсеньева, Дальнегорска с его уникальным музеем минералов и загадочной высотой «611», искупаться на Духовских озерах, организовать экскурсию на остров Попова и увидеть тисовую рощу. Тур можно строить по-разному, но в том, что он будет полон открытий, сомневаться не приходится.

Однако, как вы уже поняли, прекрасная идея так и остается идеей, если не считать организованных рекламных поездок. Скажите, беда в том, что Тернейский район слишком далеко? Пожалуйста, есть куда отправиться и поближе. Да в ту же деревню, чтобы сбросить гнет городской суеты. Зазывает администрация Спасского района, видя у себя большой туристический потенциал и не зная, как им распорядиться. А разработанная Ольгой Васиной экскурсия-спектакль «Русское подворье»  с демонстрацией гончарного производства, выпечкой хлеба в русской печи, мастерской по изготовлению тряпичных кукол привлекла заинтересованное внимание на форуме АТЭС. Но инвесторов все равно не нашлось.

«МАРШ-БРОСКИ» БЕЗ ГАМБУРГЕРА

Еще одна причина, почему «пробуксовывает» внутренний туризм, - плохая обустроенность, отсутствие сервиса. Одна из коммерческих фирм Владивостока в честь благополучного завершения очень крупной сделки «уболтала» своих азиатских партнеров совершить экзотическую поездку на нескольких бронетранспортерах в самую глухомань Уссурийской тайги. Назвали сей экзотический тур «Марш-броском коммандос».

Организаторы попались с фантазией и такого навыдумывали для ублажения господ туристов, что куда там сценаристам Голливуда с их спецэффектами! И так наши ребята постарались, что партнеры-азиаты, спустив за время «марш-броска» годовой запас адреналина, предложили своим российским коллегам очень хорошие деньги за совместную эксплуатацию прибыльной туристической идеи. Но дело не пошло.

ПОДВЕЛА РАЗНИЦА МЕНТАЛИТЕТОВ

Цивилизованный зарубежный турист, заплативший приличную сумму за «экстремальный туризм», желает воспринимать все природные и организационные напасти (а без них в настоящей тайге не обойдешься) примерно так же, как хорошо организованные «ужасы» в Диснейленде. Где буквально через пару минут после «нападения кровожадных пиратов» можно приобрести вполне мирный сэндвич с курицей, запить его холодной «кока-колой» и посетить уютный ватерклозет с ароматизированной туалетной бумагой. В общем, романтическая идея о «настоящем мужском туризме» разбилась о нецивилизованный российский быт.

Это и есть главная проблема для понимания того, почему приморцы совершают ежегодно 250-300 тысяч зарубежных вояжей, а к нам в Приморье за год приезжает не более 25-30 тысяч иностранных туристов. Хотя, как пишут в отчетах, по объемным показателям развития туристической отрасли Приморский край занимает почетное четвертое место во всей России.

Вообще-то Приморью есть, что предложить для души и для сердца туриста. По данным комитета по туризму краевой администрации, специалисты которого тщательно проанализировали спрос на услуги отрасли, туристов привлекает в первую очередь теплое море с песчаными пляжами не менее 500 метров, сказочными подводными ландшафтами, акваториями для прогулок на морских судах. И чтоб продолжительность купального сезона составляла не менее 75 дней. Есть у нас такое? А как же! Не хватает только одного: соответствующего уровня сервиса и капитальных вложений.

Ситуацию может поправить, пожалуй, только комплексная реализация программы «Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года», которая определяет приоритеты в области развития въездного международного туризма. Стоимость этой программы равна почти 100 миллионам долларов США.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Ольга АКСАКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»