Ректор Тарасов попал в две десятки

Вряд ли в Уссурийске можно отыскать человека, который бы не знал Валерия Тарасова, ректора Уссурийского государственного педагогического института, или, по крайней мере, не слышал его имени. Но мало кто знает, что его день рождения приходится на 1 сентября. Видимо, самой судьбой ему была уготовлена стезя педагога. И он не стал сопротивляться провидению. Ведь у него самая мирная профессия – растить будущих учителей.

26 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1434 от 26 сент. 2003

ОДНА ТРЕТЬ ЕГО ЖИЗНИ – УГПИ

Вряд ли в Уссурийске можно отыскать человека, который бы не знал Валерия Тарасова, ректора Уссурийского государственного педагогического института, или, по крайней мере, не слышал его имени. Но мало кто знает, что его день рождения приходится на 1 сентября. Видимо, самой судьбой ему была уготовлена стезя педагога. И он не стал сопротивляться провидению. Ведь у него самая мирная профессия – растить будущих учителей.  

За двадцать лет своего ректорства Валерий Иванович настолько слился со своей работой, что становится все труднее разделить грани между его личной и профессиональной жизнью. В нашей беседе он, рассказывая о себе, незаметно менял тему разговора и переходил на проблемы института, а когда ловил себя на этом, то улыбался. Вот такой он, ректор.

ВАЛЕРИЙ ТАРАСОВ ЧУТЬ НЕ СТАЛ ГЕНСЕКОМ

- Валерий Иванович, у вас же диплом геофизика. Как получилось, что вы стали педагогом?

- Да, я окончил геофизический факультет ДВГУ по специальности – инженер-гидролог. После окончания вуза работал в гидрометслужбе города Благовещенска, Амурском отделении Дальневосточного треста инженерно-строительных изысканий и буквально десять месяцев был вторым секретарем Благовещенского горкома комсомола. Когда меня агитировали на эту должность, то рисовали радужные перспективы и даже пророчили прямой путь в генеральные секретари. Но путь до Брежнева меня не устраивал, и я вернулся во Владивосток. Через некоторое время стал заведовать кафедрой гидрологии суши в университете, а потом избрали деканом геофизического факультета. Натура у меня очень влюбчивая, и я влюбился в факультет.

В те времена компартия строго отслеживала все процессы роста личности, и меня решили назначить ректором Уссурийского пединститута. К тому времени мой  педагогический стаж был более 12 лет.

- А в вашем роду были учителя?

- Мой отец  преподавал на кафедре педагогики и психологии в ДВГУ, две мои старшие сестры – школьные учителя. Но нам не пришлось работать вместе.

ПЯТЬ ЛЕТЬ- ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ

- И вы сразу же согласились?

- Я вернулся из Уссурийска и решил, что не поеду. Город мне тогда показался провинцией, а Владивосток был чистеньким и уютным. Мы только что получили трехкомнатную квартиру, в которой я так и не успел обжиться.

15 сентября мою кандидатуру утвердили в Москве, а 26-го в 7 часов утра мы выехали из Владивостока. По дороге я предупредил, что согласен только на пять лет и не больше. 

- Ваши первые ректорские шаги в вузе?..

- Труднее всего было начинать. Меня познакомили с членами ученого совета. Когда заседание закончилось, то все встали и ушли, а я остался в одиночестве и не знал, с чего начать. Но это только на первых порах, а потом работы оказалось так много, что чуть ли не спать приходилось в кабинете.

Горком и крайком партии скучать не давали, но и не мешали. Мы по-разному смотрели на вопросы образования. Партия, как мне кажется, недооценивала значения педагогического вуза, и мне приходилось твердить, что это ваш главный передовой отряд, который придет в школу и будет воспитывать детей. Поэтому надо поднимать престиж  вуза.

- А как ладили с людьми?

- Просто старался поддерживать нормальные отношения. У меня такая точка зрения: все люди разные, поэтому не надо стричь скопом под одну гребенку, а с каждым стоит работать индивидуально. Как в семье: у меня она большая, и я всех люблю. И стараюсь любить всех сотрудников. Хорошо усвоил, что когда ты становишься над коллективом  - вот тогда в нем начинаются смута и недоверие.

- Вы строгий руководитель?

- На последней аттестационной комиссии сделали заключение, что у меня - авторитарный стиль руководства. Может быть, потому, что приходится контролировать все стороны деятельности вуза. Я стараюсь доверять людям, но когда вижу, что-то не сделано, – выполняю сам. Сейчас те, кто давно работает в вузе, для меня открытая книга: знаю их слабые и сильные черты.

-  Валерий Иванович, уже прошло 20 лет, а вы не вернулись во Владивосток...

- Через пять лет призадумался – уезжать ли мне или оставаться? К тому времени началась перестройка и возникли сложности. Я подумал, что бросить все дела и оставить этот развал новому ректору нельзя. Каждый последующий год успокаивал себя, что как только закончатся трудности - и тогда... А потом кроме зарплаты  вообще прекратилось финансирование. Удивительно, что в эти трудные времена вуз и начал набирать обороты. Искать новые формы и что-то комбинировать приходилось прямо в процессе перестройки.

- Какое самое правильное решение вы приняли, чтобы ваш вуз выжил?

- Это было не одно, а огромное множество. Решения принимались каждый день.

Но самое главное – мы сохранили учебную базу. Даже делали вовремя ремонты.

- На чем строится политика ректора?

- Моя главная задача - повышение качества подготовки. Начиная с вида аудитории и заканчивая интеллектуальным багажом преподавателя.

Я естественник, и я знаю, что обществу крайне необходимы специалисты в области естественных наук. Для этого нужны учителя, которые хорошо разбираются в физике, технике.

Надо сознаться, что и без знания русского языка их не будет. Когда читал дипломные работы своих студентов, то обнаруживал много орфографических  ошибок. А ведь мы готовим учителей. Если он будет писать безграмотно, то его ученики засмеют. Вот и пришлось ввести дополнительно еще и русский язык. Теперь образовательным стандартом предусмотрен этот предмет.

- Как относитесь к профилизации школ?

- Со следующего года вся школа перейдет на профильную подготовку, но, к сожалению, опять в неравных условиях окажутся сельские дети.

- Есть ли приоритеты у естественных наук?

- Нет. Просто от них отдача будет позднее.

- Педагогический вуз – это маленькое государство в государстве?

- Прошлый год у нас был посвящен естественным факультетам. И большую часть денег, которую заработал вуз, потратили на их развитие, разумеется, не в  ущерб остальным.

Этот - объявлен годом библиотеки. Максимум средств мы израсходуем на пополнение библиотечных фондов. В городе она самая большая – 450 тысяч томов. В ней открыт  электронный читальный зал, а в новом учебном корпусе будет второй. Все компьютеры в нем подключены к сети Internet. Студенты пользуются ею бесплатно.

- Когда вы встречаете делегации, то что первым делом показываете?

- Наш музей природы. Экспозиция бабочек в нем считается лучшей в России. В нем сохранились чучела птиц 1907 года. Сюда постоянно привозят школьников со всего края, и мы проводим им экскурсии бесплатно.

- А какая специальность пользуется наибольшей популярностью?

- В этом году самый высокий конкурс был на восточном и историческом факультетах. На последний мы набрали 100 человек  вместо плановых 50. Факультет истории и права готовит учителей истории и права. На нем работают три доктора наук, причем самому старшему - 41 год. Большой конкурс был и на факультете физической культуры. К нам поступили очень сильные акробаты, боксеры, - улыбнувшись, вспомнив о чем-то своем, добавил: - А когда я приехал, то был недобор.

- А почему команды УГПИ все реже приезжают во Владивосток?

- Я считаю, что во Владивостоке нужно проводить только городские соревнования, а краевые перенести непосредственно в край. Кстати, у нас в Уссурийске неплохая база для их организации.

РЕКТОР БЕЗ ГАЛСТУКА

- Дома ректор Тарасов помогает жене ремонтировать бытовую технику?

- Я с удовольствием выполняю небольшие ремонты, но то, что касается сложных механизмов, доверяю специалистам.

- А как проводите свободное время?

- Я дружу с главным режиссером драматического театра Сергеем Пацалем и свободное время посвящаю походам на новые спектакли. Я люблю театр. В декабре прошлого года на съезде работников образования нас пригласили в Театр на Таганке к Юрию Любимову в его знаменитый кабинет с автографами. Несмотря на возраст, энергии в нем хоть отбавляй. Можно только позавидовать.

- А что для души?

- Терпеть не мог и считал, что никогда не буду заниматься сельским трудом. Дача у нас появилась, когда мне исполнилось 50. Сейчас мне очень нравится на даче, и там я  провожу большую часть своего свободного времени. Очень люблю и только я занимаюсь цветами. В этом году засадил ими пять грядок – 60 сортов. Только гладиолусов  у меня растет около сотни. Мне жена подарила мотокосу, и я люблю выкашивать полянки, над которыми возвышаются головки цветов и по которым гуляют мои внуки.

- Вы бы хотели что-то изменить в своей судьбе?

- Я реализовался в педагогической работе, и мне она очень нравится. К ней пришел не сразу, а через работу в поле. Мне до сих пор снятся палатка, костер и работа по колено в ледяной воде, как сегодня говорят – экстрим.

В конце концов пришел в педагогику и думаю, что не ошибся. Мне нравится работать со студентами, читать лекции, проводить занятия.

ПЕДАГОГИКА – ЭТО ПРИЗВАНИЕ

- Ну а сейчас вы вернулись бы во Владивосток?

- Молодому человеку там, наверно, интересней. Я уже привык к Уссурийску.

Если бы сейчас предложили поехать – я бы отказался. 

- 20 лет - это солидный срок. А планы на перспективу у вас есть?

- Дома на семейном совете мы решили, что этот срок последний. Но я чувствую, что есть силы, энергия, желание работать. Мне кажется, что я еще пока нужен. И на следующие выборы пойду. Я сжился и сроднился с УГПИ, и кажется, что прихожу в институт как домой. Даже во время отпуска стараюсь вырваться хоть на день и посмотреть, как идут дела. Любопытно, что когда я приступил к обязанностям ректора, то нынешние студенты третьего курса еще только родились. 

- О чем может мечтать ректор института?

- Я внес предложение создать краевой межвузовский совет по внеучебной работе. В сентябре пройдет его первое заседание. Я преследую цель – выработать единый взгляд  на внеучебную работу и хочу, чтобы между вузами шел не только обмен информацией, но и наладились теплые, дружеские отношения. Это очень важно. Сейчас вышло постановление, которое включило воспитательную работу в разряд показателей аккредитации вузов.                    

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, «Владивосток»